Posted 17 ноября 2023,, 11:19

Published 17 ноября 2023,, 11:19

Modified 21 ноября 2023,, 18:32

Updated 21 ноября 2023,, 18:32

«Они смеются над нами»: как буддисты уживаются среди жителей Кубани

«Они смеются над нами»: как буддисты уживаются среди жителей Кубани

17 ноября 2023, 11:19
Фото: Midjourney
«Они смеются над нами»: как буддисты уживаются среди жителей Кубани

Буддисты рассказали, как уживаются среди жителей Краснодарского края

В статье мы рассмотрим отношение кубанцев к буддистам и их практике медитации. Буддизм, будучи одной из самых древних религий мира, находит свое отражение и в Краснодарском крае, где он привлекает все больше последователей.

«Омммммм», — произносили 10 человек, которых практически невозможно было отвлечь от медитации в одном из буддийских центров в Краснодарском крае.

Люди опустились на пол и стали постепенно погружаться в процесс очищения тела и разума с закрытыми глазами, сидя на подушке в позе лотоса лицом к статуе Будды. Ведущий сеанса глубоко вдохнул и начал медитацию, о которой мы расскажем чуть позже.

«16 перерождений»

В конце второго тысячелетия на Юге России начала воссоздаваться и укрепляться буддийская религиозная сеть, которая была почти уничтожена в период СССР в связи с господствующим в стране атеизмом. История буддизма в Краснодарском крае началась в 1990-х годах, когда в регион пришли первые миссионеры, с тех пор буддизм на Кубани постепенно находил своих служителей.

Одной из наиболее популярных школ в Краснодарском крае является традиция Карма Кагью, которая имеет свои центры в Сочи и Краснодаре. В кубанской столице общину открыл сам Лама Оле Нидал, ученик тулку Кармапы, который прошёл шестнадцатое воплощение. О перерождении учителей и появлении центров буддизма в городах Кубани рассказал член общины Алмазного пути Карма Кагью в Сочи, пожелавший остаться на анонимных условиях.

Датчанин Оле Нидал — первый европейский ученик главы тибетской традиции Карма Кагью Кармапы 16-го, основавший около 600 буддийских центров в мире. Кроме того, Лама Оле раньше делал два оборота вокруг земного шара, он даже внесён книгу рекордов Гиннеса как путешественник, который на протяжении 30 лет совершает 2 кругосветных путешествия в год.

Оле Нидал ездил по Индии и встретил 16-го Кармапу. Он видел, что Нидал сможет распространить буддизм среди европейцев. Лама Оле в начале 2000-х приехал в Сочи, и он тогда сказал, что Краснодарский край — это очень хорошее место для развития дхармы, он благословил это место и вскоре стала расширяться группа людей, которые занимаются медитацией с благословения Ламы Оле и нашего духовного лидера Кармапы. Центр в Краснодаре строили всем миром своими руками, — поведал буддист.

По словам спикера, от Будды шла непрерывная линия учителей, например, Марпа Чокьи Лодрё — тибетец, который уехал в Индию за знаниями, вернулся с ними и передал Миларепе, одному из основателей школы кагью и автору многих песен и баллад, до сих пор популярных на Тибете. Если произнести его имя в Тибете, Бутане, Непале, люди начнут сразу прикладывать руки ко лбу, шее и к сердцу знак почёта. У Миларепы был мастер Гампопа, который сформировал само последовательное учение, его воспитанником был Кармапа, достигший просветления в этой жизни и создавший школу Карма Кагью, что в переводе означает «устная передача». Кармапа стал сознательно перевоплощаться, оставляя указания в письме о своём будущем рождении, и так было найдено 16 Кармап, так, Оле Нидал встретил 16-го Кармапу во время путешествия по Индии.

Пишут отца и мать, указывают семью, дату, имя, под которым родится будущий Кармапа. Через 2 года после смерти вскрывают это завещание, люди находят семью, указанную им в предсказании, и проводят испытания с ребёнком, убеждаются, что это следующий Кармапа. И так было 16 раз за последние 1000 лет.

Рядом с краснодарским центром Алмазного пути, который функционирует под духовным руководством Ламы Оле Нидала, расположена ступа, являющаяся для буддистов не просто памятными сооружением, но и представляет собой священные объекты, хранилища реликвий Будды и почитаемых учителей. В 2018 году Лама Джампа, тибетский мастер традиции Карма Кагью, провел инаугурацию ступы, торжественную церемонию открытия и благословения сооружения. Ступа Просветления, выполненная российскими мастерами из гранита, имеет высоту около трёх метров.

Во время инаугурации ступы, духовные лидеры совершают различные ритуалы для придания особой священности и сакральности этому сооружению. Они проводят церемонию, читают молитвы и мантры, а также возносят благословения. Ритуал освящения также служит напоминанием о важности практики и учения Будды, а также о трансцендентном пути к просветлению.

Согласно мнению буддистов, ступа распространяет благо на всю окрестность, любой человек может обойти сооружение и загадать что-то для родных, союзников или врагов. Буддийский центр в Краснодаре создан в 2001 году, а регулярные медитации проходили в городе ещё с 1994 года.

«Нет никакого Я»

Начинающий изучать буддизм Ростислав решил впервые погрузиться в процесс медитации, которую практиковали еще несколько человек в одном из буддийских центров в Краснодарском крае.

Пришедший на сеанс мужчина был удивлён непоколебимостью и спокойствием медитирующих участников. Все они сидели в положении лотоса, с закрытыми глазами и глубоко сосредоточенными лицами. Их дыхание было ровным и глубоким, а тела не подавали никаких признаков напряжения или дискомфорта.

Обычно вечерние медитации начинают с попыток отдалить от себя все звуки, шумы и мешающие мысли, для этого проговаривают следующее: «Мы ощущаем, как бесформенный поток воздуха входит и выходит у кончика носа и позволяем мыслям и шумам проходить, не оценивая их».

По словам Ростислава, несколько минут после вступления длилась мёртвая тишина, никто не шевелился, все словно погружались в себя, но при этом и отстранялись от своих же мыслей. Казалось, кто-то должен издать хотя бы звук, но тишина продолжала охватывать весь зал.

Спустя 10-15 минут медитации, группа начинает произносить слог «Ом», продлевая вибрацию в голосе. Затем протягивают «Ааа», а после этого «Хунннг».

Согласно канонам медитации на Кармапу 16-го, практикующие сидят с чётками в руках, в определённый момент все непрерывно произносят «Кармапа Ченно Кармана Ченно», что означает «Силла всех Будд работай через нас». Проговаривая эту фразу, присутствующие перебирают чётки, считая, сколько раз было сказано это благословение.

Весь процесс вечерней медитации длится около получаса. Ростислав сначала стеснялся, не зная, как снять с себя напряжение и скованность во время сеанса, но под конец парень перенял настрой рядом сидящих. Молодой человек просто решил следовать инструкциям ведущего и открыться новому опыту. Ростислав начал сосредотачиваться на своем дыхании, как было указано в начале практики: с каждым вдохом и выдохом он старался концентрироваться на медитации и успокаивать свой ум. Сначала его мысли были беспорядочными, но постепенно они стали уступать место спокойствию и ясности.

Первая буддийская медитация в моей жизни, но какая запоминающаяся. Сперва я не вслушивался в слова, но, думаю, мне удалось абстрагироваться от мыслей и просто созерцать, но без цели и смысла. Меня покрыли мурашки, когда все стали хором что-то напевать. Эти 30 минут прошли очень быстро и я ощутил два разных состояния: осознанность и абстрагирование, — поделился своими впечатлениями Ростислав.

Медитации в буддизме направлены на развитие ума и достижение просветления. Они включают в себя различные методы сосредоточения, осознанности и размышлений, которые помогают освободить ум от страданий и негативных мыслей. Эта практика, согласно опыту буддистов, избавляет человек от «иллюзорного эга».

Буддисты верят в то, что нет никакого Я, так как эго не отделено от других существ — эту идею можно осознать лишь медитируя.

Когда Будда открыл глаза после медитации, просветлев, он понял, что нет Я, что он не отделён ни от одной травинки, ни от одной звезды, ни от одного человека. Мозг — это всего лишь преемник и от тленен, а ум — за пределами тела, — объяснил нам опытный буддист.

Смысл просветления заключается в осознании и преодолении иллюзорного характера материального мира и эгоистических желаний. Это состояние проникновения в глубинные истины жизни, осознания единства всего сущего и преодоления страданий. Просветление позволяет человеку обрести внутренний покой, мудрость и сострадание к себе и другим существам.

«Кубанцам не понять»

Краснодарский край является многоконфессиональным регионом, тут проживают мусульмане, иудеи, католики, а подавляющее большинство кубанцев — православные христиане. Многовековая история южного региона охватывает множество религиозных течений и этнических групп, однако буддисты на Кубань пришли относительно поздно, когда территориальная идеология уже чётко сформировалась, а коренные жители не всегда готовы принять нечто им чуждое.

Так, краснодарка Вера Голубь уже три года живёт по образу буддизма и духовно развивается. По словам девушки, жители Кубани не всегда равнодушны к её деятельности, особенно тенденция наблюдается среди людей старше 40 лет.

Буду честной, на Кубани помимо православия люди редко что ещё воспринимают, а старшее поколение и вовсе категорично настроено. Сейчас появился культ некой духовности и просветленности, это сегодня популярно у молодёжи. Ведь авторитетно, когда у такого юного человека уже есть какие-то духовные ориентиры, пусть и не такие распространенные на Кубани. Но у меня бывало, когда взрослые и малознакомые люди, которым уже за 40 лет, узнавали о моей приверженности к буддизму, в ответ я слышала насмешки, некоторые просто не воспринимают тебя всерьёз, потому что это не та религия, о которой они привыкли слышать. Мои соседи думают, что это юношеский максимализм, они даже не осуждают меня, а насмехаются, мол, это пройдёт. Хотя буддизм направлен на мир среди человечества, — призналась Вера.

Из этого вытекает логичный вопрос: а как буддисты относятся к недоброжелателям? Человек, искренне погружённый в буддизм, считают буддийские ученики, не будет думать о том, что может вызвать мешающую эмоцию, так как это станет преградой для просветления тела и разума. Считается, что негативные поступки портят карму, когда человек наносит вред другим людям или живым существам, а «загрязнять» карму означает увеличивать страдания и препятствовать своему духовному развитию. Для того, чтобы избежать испорченной судьбы, следует делать добрые дела, помогая другим и развивать положительные качества ума, такие как любовь, сострадание и мудрость, что помогает буддистам улучшить свою карму и двигаться в направлении просветления и освобождения от страданий.

Учителя всегда переживают и проводят очень много медитаций во благо миру. Сейчас войны идут. Например, Ближний Восток. Ламы медитируют, чтобы вся боль ушла и люди достигли взаимопонимания, чтобы причины страдания испарились. Они не становятся на сторону, а думают о мире. Мы очень любим людей и уважаем их образ жизни. Значит, все о чём-то задумались и пришли к тому, что им нужно. Есть перерождение — Сансара-колесо — ум стремится обрести новое тело. В зависимости от наших действий, ум находит новое тело. Даже у каких родителей ты родился — это твоя предыдущая карма, результат твоих дел. Если мы не просветлели, то всё нами наработанное переходит в другой организм после смерти. У христиан, мусульман, иудеев тоже наработан определенный взгляд кармическими поступками, который они переносят в следующую жизнь, — рассказал один из практикующих.

«Долой похоть!»

Учение Будды не заточено в тесные рамки заповедей, но направляет своих последователей по пути советов. Первый обет призывает людей отказаться от самого жестокого и греховного акта — убийства. Он охватывает не только людей, но и всех живых существ, от насекомых до животных.

Второй совет заключается в отказе брать то, что не было добровольно. Люди должны смиренно принять то, что нам подарено и не стремиться завладеть чужим, так как истинное богатство заключается не в материальных благах, а в состоянии души. Также учение рекомендует отказаться от лживых слов и заявлений, так как человеку следует быть искренними и правдивыми в своих высказываниях, чтобы не нарушать гармонию и порядок мира.

Четвертый совет говорит об отказе от веществ, которые затуманивают наше сознание. Алкоголь, наркотики и прочие средства опьянения лишают человека ясности ума и мешают достичь просветления.

Ещё одна рекомендация касается осторожности в сексуальных отношениях, совет наставляет последователей сохранять святость и уважение к другим людям, особенно к тем, кто находится под защитой родственников или состоит в браке, так как половой контакт должен быть основан на взаимной любви и доверии, а не на похотливых желаниях.

В своих страданиях и в своём счастье виноват только сам человек. Что посеешь, то и пожнёшь. Не какое-то сверхсущество привело его к какой-то ситуации, а именно его действия трёх основ: тело, речь, ум. Православным кубанцам легче взглянуть на ситуацию так: есть верховное существо, которое определяет наши поступки, но советует нам: не убей, не укради и так далее. Мусульманам легче следовать по тому, что у них написано вплоть до личной гигиены и других личных сфер. Они выбрали это и им так легко. Буддистам тоже легко, но по-своему. Почему они и мы все, следующие тому, чему считаем нужным — счастливые? Потому что мы верим своим взглядам и правильно их исповедуем. Кто-то боится гнева Божьего, а кто-то боится испорченной кармы. Мы все пытаемся нести добро в мир, — прояснил спикер.

Говоря о вожделении и сексуальных отношениях, культура некоторых народов предписывают определённые ограничения касательно женского одеяния и беспорядочных половых связей.

В некоторых странах, где буддизм является государственной религией, существует дресс-код, его придерживаются коренные жители и нередко туристы. Женщинам не рекомендуется носить одежду с открытыми плечами и глубоким декольте, а платья — не выше колена. В таких странах, как Лаос, Шри-Ланка и Мьянма, эти правила соблюдаются строго, в то время как в Таиланде и Камбодже они применяются менее строго.

Однако, в последние годы, с ростом туризма и глобализации, наблюдается некоторое смягчение правил скромного одеяния в некоторых странах. С чем же связаны эти рекомендации и этикет?

В Буддизме есть разные формы практики: монашеский, мирской, йогический. Первый подразумевает массу ограничений, так, у полностью посвященного монаха-бхикшу более 220 обетов, а у начинающего — 5, в это число входят советы, о которых было написано выше.

Обнаженность некоторых частей женского тела может разжечь в монахе желание и привести к нарушению обетов. Для того, чтобы этого не случалось устанавливают такие правила. У некоторых посвящённых есть обет, при котором нельзя смотреть в глаза женщинам. В случае мирского или йогического стиля практики, нет каких либо жестких обетов или ограничений, но практикующий может их брать на себя сам. При посещении мест, где практикуют миряне, таких правил обычно нет. Важно не провоцировать ситуации, где монахи могут нарушить обеты воздержания. Для мирского и йогического стиля, опять же этих ограничений нет. Тут главные правила поведения лежат не во внешних ограничениях, а в мотивации: не причинять страдания существам и делать так, чтобы они были счастливы во всех сферах, в том числе и сексуальной. Если партнёры счастливы в своих отношениях, то никого не должно волновать, что у них там происходит в спальне, — рассказал ведущий медитации.

По словам мирянина, все эти обеты имеют корни в глубокой истории. Например, во времена Будды Шакьямуни, не было средств контрацепции и ведение сексуальной жизни подразумевало рождение детей, а значит, их воспитание и содержание, а если последователь занят хозяйством, бытом и семьей, у него не будет времени для практики. При сильном желании окунуться в практики методов Будды, идея отказаться от сексуальной жизни имеет смысл.

«Екатерининские дары»

Буддизм — одна из древнейших религий, которая возникла в Индии более 2500 лет назад. Он основан на учениях просветленного учителя Сиддхартхи Гаутамы, который получил прозвище Будда. Учения Будды о жизни, просветлении, страданиях и пути к освобождению от них привлекли множество последователей по всему миру.

В Древней Руси бытовал роман-житие индийского происхождения «Повесть о Варлааме и Иоасафе», где прототипом царевича Иоасафа был Будда Шакьямуни. Царевич стал святым христианства, а жизнь Будды прославилась благодаря этому произведению. В современной России буддизм начал распространяться через кочевников, которые поселились в Бурятии и Прикаспии. В 1741 году, после того, как императрица Елизавета Петровна издала указ о признании ламаистской веры в Бурятии, буддизм был официально утверждён в России. Тогда же существовали 11 буддийских монастырей (дацанов) и 150 религиозных учителей (лам). А в 1746 году Екатерина II издала Указ, который возводил на престол первого Пандито Хамбо Ламы — главы ламайской церкви Восточной Сибири и Забайкалья, Дамба Даржу Заяева. Это было официальным признанием «ламайской» церкви в Российской империи.

Так, буддисты обожествляли двух правительниц, считая их воплощением богинь Белой Тары. Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II жили практически в одно время (Екатерина была младше Елизаветы на 20 лет), согласно учению буддизма, реинкарнацией одной души могут быть сразу несколько человек.

В конце 19 века интерес к буддизму возрос, и Российская империя стала одним из главных мест изучения этой религии. Вместе с увеличением интереса к Востоку в научных, политических и религиозных сферах появились первые отечественные буддисты-проповедники, одним из них был Николай Пржевальский — русский путешественник, географ и натуралист. Он провёл много лет в странах Центральной Азии, где познакомился с буддизмом и привёз в Россию много ценных книг и артефактов, расширив тем самым знание об этой религии.

Однако настоящий прорыв произошел в начале 20 века, когда российский ученый и исследователь Николай Рерих отправился в путешествие по Тибету и Индии. Он проникся учением буддизма и стал его активным проповедником в России. Его лекции и книги о вызвали большой интерес среди интеллигенции.

В 1915 году в Петрограде был открыт первый буддийский храм в Европе, несмотря на сопротивление православной церкви. Однако в 1930-х годах, после прихода новой власти, монастыри и храмы буддистов были разорены, а в 1940 году буддизм в СССР был уничтожен и перестал существовать официально. Однако в 1946 году с изменением политики Сталина, бурятам было разрешено вернуться к исповеданию своей религии. Буддизм в России был разрешен только в Бурятии до самого начала перестройки.

На Юге России появилось много разных буддийских объединений и общин благодаря развитию информационных технологий, упрощению коммуникации и принятию закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в 1997 году.

«Всё подверженно изменениям. Всё течёт, как море Чёрное. Как вода — всё прибывает и утекает. А волны мешающих эмоций постоянно накатывают и накатывают», — размышляет член буддийской общины.

Так, культуры, религии и философии тоже подвержены изменениям и адаптации к новым условиям. В Краснодарском крае буддизм стал неотъемлемой частью для многих последователей этого течения, несмотря на продолжительную закрытость учения в России на протяжении столетий.

Ранее KubanPress писала о том, возможны ли на Кубани антисемитские протесты.

"