После крушения танкеров «Волгонефть» с мазутом 15 декабря нефтепродукты разлились в Керченском проливе. Более 50 километров побережья в Краснодарском крае оказались загрязнены. Больше всего мазута зафиксировали в районе Анапы и Темрюкского района. Там на берег выносило погибших от мазутной пленки дельфинов, птицы тоже были все черные. Животным помогают волонтеры со всех уголков страны. В очищении пернатых от мазута и их лечении задействованы и местные жители, которые не могут оставаться равнодушными к экологической беде.
В оперативных штабах задействовали спасателей краевого МЧС и «Кубань-СПАС» — более 250 человек на 50 единицах спецтехники.
После крушения танкеров на побережье Черного моря стало невыносимо дышать. Запах нефтепродуктов ветром разносит на десятки километров. Те, кто убирает мазут с берега, работают в перчатках и респираторах.
После разлива нефтепродуктов Азово-Черноморская межрайонная природоохранная прокуратура организовала проверку.
По информации МЧС России и властей Краснодарского края, за неделю активной уборки берега от мазута удалось очистить порядка 34 километров побережья. Однако зона загрязнения все равно продолжила увеличиваться.
Под Темрюком собрали около 12 тысяч тонн песчано-мазутной смеси и грунта и свыше 10 тонн нефтепродуктов, смешанных с водой, из порта Анапы. Водолазы, обследовав затонувший танкеры, сообщили, что мазут еще вытекает из резервуаров. Вокруг поставили боновые заграждения, а поверхность воды обработали сорбентом.
Течение и ветер сносили мазут к побережью в Краснодарском крае, хотя загрязнения появились и на Крымском полуострове. Там собрали более 700 килограммов нефтепродуктов.
Общая численность волонтеров и спасателей, которые ликвидируют ЧС на Кубани, достигла 7,6 тысячи человек. А количество спецтехники выросло до 250 единиц. Всю собранную смесь из мазута с песком и грунтом отвозят на три спецполигона.
Во время шторма 22 декабря мешки с нефтепродуктами едва не смыло обратно в море. Однако в администрации Анапа заявили, что мешки «практически не пострадали».
Во время прохладной погоды мазут выходит к побережью в твердом виде. В мае, когда на Кубани заметно потеплеет, нефтепродукты из затонувших танкеров покроют все черной маслянистой пленкой. Поэтому специалисты рассчитывают ликвидировать источник мазута до потепления.
Десятки задохнувшихся мазутом дельфинов и еще больше птиц, умирающих от нефтепродуктов, обнаружили на побережье Кубани. Волонтеры спасли более 700 пернатых. Большую часть из них пришлось отправить на реабилитацию в Ставропольский край.
— Перо у птиц забивается мазутом, и они не смогут летать. Со временем они погибнут. Птицы же чистят себя клювом, и все отравляющие вещества попадут в пищевод, — рассказал KubanPress эколог Алексей Лебедев.
По мнению эксперта, морская фауна и птицы сократятся в численности. Ведь зимой многие пернатые останавливаются в Краснодарском крае во время миграции. Это и утки, и лебеди, и каравайки, и даже краснокнижные птицы. Они привыкли, что могут свободно находиться в воде в этом месте, а теперь там огромные маслянистые пятна.
Аналогичная ситуация и с дельфинами. Например, маленький дельфин азовка, занесенный в Красную книгу, боится крупных сородичей. Поэтому азовки держатся небольшими стайками и не попадаются крупным дельфинам на глаза. По мнению эколога, уже сейчас есть жертвы среди теплокровных животных и Черного, и Азовского морей. А обеднение морской фауны может привести к опустошению водоемов.
Специалист добавил, что фауна уже перестала развиваться, достигнув своего апогея. Теперь идет вымирание. А экологическая катастрофа может ускорить этот процесс, и определенные виды попросту исчезнут.
Один из примеров вымирания — тюлень-монах. Когда-то он обитал не только в Черном, но и в Азовском морях. В основном жил в районе Крыма. А теперь этот вид практически исчез.
Большой урон из-за разлива нефтепродуктов получат и проходные рыбы. Например, белуга, осетр, частично — севрюга. Они не вымрут совсем, но популяция получит серьезный ущерб.
Кроме того, разлив нефти может повлиять и на питьевую воду. Хотя опасность в данном случае будет минимальной. В основном для этого используют ископаемую воду. Поверхностные водоемы давно перестали быть источниками основного питьевого водоснабжения.
По прогнозам экологов, процесс локализации и ликвидации последствий разлива нефти может занять несколько месяцев, а полностью предотвратить загрязнение окружающей среды, вероятно, не удастся.