Днем 15 декабря стало известно о крушении двух танкеров, груженных мазутом, в Керченском проливе. В восьми километрах от берега суда получили повреждения из-за шторма и пошли ко дну вместе с тысячами тонн нефтепродуктов. В результате ЧП более 50 километров пляжей Анапы и Темрюкского района оказались покрыты черной маслянистой пленкой. Из воды все еще выбрасывает на берег затвердевший мазут, а часть его в жидком виде обволакивает поверхность Черного моря.
Президент России Владимир Путин отметил, что по мнению правоохранителей, капитаны затонувших танкеров нарушили соответствующие правила, что и привело к экологической катастрофе.
— Не ушли в укрытие. Некоторые суда ушли в укрытие — и с ними все нормально. А эти не ушли и на якорь стали не там, где было положено, — рассказал глава государства во время Прямой линии 19 декабря. — Это уже пусть соответствующие службы, и Минтранс, и правоохранительные органы с этим разбираются.
Еще одну версию озвучили в Ространснадзоре. Там уверены, что танкеры «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239» вообще не должны были находиться на том участке моря из-за сезонных ограничений. Кроме того, у судовладельца не было необходимых документов для перевозки опасных грузов, а несколько танкеров компании даже не имели лицензии на это.
Экологи уверены, что ущерб экосистеме от разлива мазута грозит достаточно серьезный. Из-за обеднения морской флоры и фауны традиционные виды птиц и рыбы сменятся завезенными. Подобная практика наблюдалась, когда в реке Дон в Ростовской области появилась японская креветка.
Эксперты считают, что сократится и популяция проходных видов рыб: хамсы, донской сельди, белугой, севрюгой и осетровыми. Однако перспективы полного исчезновения рыбы югу России не грозят.
— У нас же возобновляется система воспроизводства мальков и выпуска в естественные водоемы, — отметил эколог Дмитрий Лебедев.
Однако из-за мазута не только гибнет рыба, но и страдают планктонные организмы (фитопланктон и зоопланктон), которыми питаются многие виды рыбы. Варианта исхода такой ситуации два: либо еда быстро закончится, либо рыба отравится планктоном, зараженным мазутом.
Сейчас уже можно наблюдать десятки тел дельфинов, покрытых нефтепродуктами, и еще больше птиц, которые пытаются отмыться от черной маски. Пока они чистят клювом перья, мазут попадает в их организм, вызывая отравление.
Волонтеры пытаются спасти их, смывая маслянистые пятна и выхаживая после этого. Но даже это не поможет избежать птицам проблем со здоровьем, если мазут попал в их организм.
— В частности, репродуктивная система не позволит им размножаться или потомство будет слабым и больным. В этом плане минимизировать последствия очень сложно, — сообщил зоолог ДГТУ Александр Евсюков.
В числе пострадавших от экологической катастрофы — утки, лебеди, каравайки и некоторые краснокнижные пернатые.
После крушения танкеров на территории Анапы и Темрюкского района объявили режим ЧС муниципального уровня. Однако 25 декабря губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев заявил, что выброс нефтепродуктов на берег затянулся и не прекращается.
— Изначально по расчетам ученых и специалистов, основная масса мазута должна была остаться на дне Черного моря, что позволило бы его собрать в воде, — объяснил глава края. — Но погода диктует свои условия, воздух прогревается и нефтепродукты поднимаются наверх. В итоге их выносит на наши пляжи.
Теперь режим ЧС действует на территории всего Краснодарского края. Региональный штаб возглавил один из заместителей губернатора Игорь Галась.
Результаты исследований проб воды и воздуха на загрязняющие вещества, которые провели в региональном Роспотребнадзоре, оказались неутешительны. По данным на 24 декабря, пробы морской воды не прошли проверку на соответствие санитарно-химическим требованиям.
Во время Прямой линии Владимир Путин сообщил, что в ближайшее время нужно узнать, в каком состоянии находятся танкеры и разбить решение проблемы на этапы. В первую очередь — огородить участок бонами и не дать расползтись мазутному пятну.
— Сейчас мазут выбрасывает в твердом виде. Часть мазута залегла уже на дно, но в мае может подняться и снова выбрасываться, — объснил глава страны 19 декабря. — Поэтому нужно уже сейчас думать, как вытаскивать подзатопленные танкеры на берег. Нужно укреплять их, делать проект и вытаскивать все на берег. Это большая работа.
Однако погода опередила события: к 25 декабря потеплело, и мазут снова перешел в жидкое состояние, всплывая на поверхность из танкеров.
Помимо волонтеров и неравнодушных местных жителей, на берегу трудятся водолазы «Морспасслужбы» и Минтранса. Порядка 20 судов проводят разведку, локализацию и обработку моря сорбентом. Более 24 тысяч квадратных метров акватории очистили от мазута, вывезли еще несколько тысяч тонн грунта и песка, в которые попали нефтепродукты. В месте затопления носовой части танкера специалисты установили боны.
Несмотря на то, что на ликвидацию последствий ЧП брошены все силы, не хватает ни рук, ни технических средств. Хотя по мнению экспертов, сейчас существует достаточно много технологий для очищения мазута с поверхностей.
— Не так давно я услышал «новость» об открытии современнейшего препарата, который перерабатывает нефтепродукты в губку. Губка становится планктоном и ее без вреда могут съедать морские обитатели. На самом деле, этой разработке очень много лет. Но с регулярным постоянством, раз в несколько лет, эта технология подается как новая, — рассказал эколог Андрей Зайчиков.
Кроме того, есть биосорбент из шелухи подсолнечника.
Кандидат экономических наук Евгений Змиев предполагает, что к острота экологической проблемы со временем сойдет на нет. Помимо этого, с федеральной стороны тоже приложат усилия для ликвидация последствий, поэтому к началу курортного сезона загрязнения буду практически незаметны.
— Чиновникам помогут превосходящие силы природы, до курортного сезона сделав невидимыми следы загрязнений. С большой вероятностью к лету в СМИ тема потеряет актуальность и турпоток покажет новый рекорд, — уверен Евгений Змиев.
Экономист Роман Иноземцев, напротив, считает, что новости о катастрофе с мазутом уже успели сформировать негативный имидж региона среди потенциальных туристов. А это может отразиться и на турпотоке в разгар курортного сезона.
— Если мазут продолжит выходить и прибиваться к берегу и к началу сезона, то это будет способствовать весьма неприятному информационному фону. Он уже создан и при планировании отдыха у моря люди, безусловно, будут вспоминать эту историю, — объяснил эксперт Иноземцев.