Posted 20 января, 06:38
Published 20 января, 06:38
Modified 20 января, 06:40
Updated 20 января, 06:40
Разлив нефтепродуктов в Черном море после крушения танкеров «Волгонефть» продолжает наносить серьезный ущерб экосистеме региона. Несмотря на масштабные очистительные работы, ситуация остается критической.
Всего за время ликвидации последствий аварии собрали более 164 тысяч тонн загрязненного грунта, однако вывезти удалось лишь часть этого объема. С момента аварии масштабы катастрофы в Краснодарском крае только увеличились, а вытекшие из развалившихся танкеров нефтепродукты достигли берегов Керчи, а затем Севастополя и Феодосии в Крыму.
— Сразу нужно было вводить региональный и федеральный ЧС и концентрировать большую группировку сил и средств на берегу. Понятно, что львиная доля последствий ликвидируется вручную и спецтехникой, важно было сразу ее и отмобилизовать. Слава Богу, в Анапе, в крае и в стране сильное гражданское общество и традиции взаимопомощи. Люди всем миром вышли помогать, — отмечает эколог Анатолий Баташев.
Изначально, по расчетам ученых и специалистов, основная масса мазута должна была остаться на дне Черного моря, что позволило бы его собрать в воде. Но погода диктует свои условия, воздух прогревается и нефтепродукты поднимаются наверх, в итоге их выносит на пляжи. По словам губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, выброс нефтепродуктов на берег Анапы и Темрюкского района затянулся и не прекращается. А экологи полагают, что последствия ЧС будут проявлять себя ещё долгие годы.
— Вся система сбора мазута была построена просто неграмотно. Неграмотно и позорно для людей 21 века, обладающих таким багажом знаний. Я все время на этом настаиваю: мы сегодня малограмотны в отношении того, что нам преподносит природа. Действовали по наитию, по стихийному состоянию. В результате получили то, что получили. И все ляпы, которые были допущены при этом, как раз и усугубили проблему, сделали ее более жесткой и катастрофичной, — сообщила эколог Нина Витульская в интервью KubanPress.
По мнению эколога Вениамина Голубитченко, привлечение профильных компаний могло бы значительно ускорить процесс ликвидации разлива и минимизировать его последствия для окружающей среды.
— Всё свалили на волонтеров, никаких спецсредств, никаких спецгрупп от нефтеперерабатывающих, транспортирующих, добывающих предприятий. У них есть знания, умение и навыки работать в таких условиях с нефтепродуктами. У них есть специальные средства. Нужно было просто их привлечь, оформить договоры, если необходимо, обеспечить их жильём, если надо, создать все условия для работы. Привезти, поставить задачу, распределить по акватории и территории, чтобы они ликвидировали ЧС, — объясняет Голубитченко.
По мнению Анатолия Баташева, недостаточно внимания уделяется выяснению причин произошедшего и привлечению к ответственности виновных лиц. Эколог проводит аналогию с авиацией, где при обнаружении системных проблем с самолетами принимаются жесткие меры по их устранению.
— Вам не кажется, что мы слишком много уделяем внимание «последствиям» и почти ничего не говорим о «причинах» и «серии обстоятельств», приведших к катастрофе. Где аресты всех тех, кто своим действием или бездействием инициировал загрузку, фрахтование, логистику посудин, у которых не было разрешений? Почему мы замалчиваем факт, что перед танкером, который потерпел аварию, в очередь на разгрузку запихнули судно уважаемой нефтяной кампании? Почему уважаемая нефтяная кампания никак (публично) не участвует в устранении ущерба и не предложила жителям Тамани моральную компенсацию? В авиации этот алгоритм отработан. Если есть регулярные аварии, все самолеты данного типа отправляют в ремонт или доработку. Почему при нацпроектах «Волга», «Байкал» и «Экологическое благополучие» старые баржи тягают нефть, причем в опасных условиях для навигации?
Специалисты занимаются сбором нефтепродуктов, которые находятся у кормы танкера «Волгонефть-239». Вокруг судна создают искусственную гавань, чтобы предотвратить попадание нефтепродуктов в открытое море. Техническая дорога протяженностью более 600 метров была проложена от берега в районе мыса Панагия в Краснодарском крае прямо к корме аварийного танкера, что позволит значительно облегчить работу тяжелой техники и ускорить процесс ликвидации разлива нефтепродуктов.
По словам эксперта Баташева, цистерны, предназначенные для сбора нефтепродуктов, очень требовательны к дорожному покрытию. Оно должно быть идеально ровным, без уклонов, чтобы обеспечить безопасную транспортировку.
— Начали сейчас прокладывать дорогу и молодцы. Тема небанальная. До нее еще додуматься надо было и пройти кучу согласований. Важно не просто дорогу построить. А качественную дорогу. Цистерны очень капризная техника, требует ровной поверхности, практически без уклонов. Важно нормально уложить бетонные плиты, сделать дорогу качественной. Один два дня тут не решают, но дорога должна выдержать серьезные нагрузки. Надо нарастить группировку дорожников и отнестись к стройке как к важнейшему инфраструктурному объекту. Качественно уложить покрытие.
9 января на совещании с правительством Владимир Путин раскритиковал действия профильных ведомств по ликвидации последствий аварии, заявив, что принятые меры были «недостаточными». Он направил ответственных чиновников «непосредственно на место катастрофы», где они создадут оперативный штаб для устранения разлива нефтепродуктов.
Также глава МЧС России Александр Куренков в ходе совещания в Анапе поручил в кратчайшие сроки устранить течь и откачать мазут из кормовой части танкера «Волгонефть-239», который находится на мели вблизи порта Тамань.
— Поручение — вещь формальная. День раньше или позже — это лишь вопрос открытия бюджетирования. Все с первого дня понимали, мазут придется откачать. Сейчас ситуация зафиксировалась, масштаб беды примерно понятен. Главные поручения раздал на днях наш президент Владимир Владимирович Путин. Он явно недоволен темпами ликвидации бедствия, и настроил всех ответственных лиц на очень серьезное отношение к беде, — эксперт Баташев.
По словам эколога Нины Витульской, нет гарантии, что весь осевший на дне мазут всплывёт и будет вынесен на берег, так как это зависит от погодных условий и состояния моря. Сбор со дна в кубанской акватории затруднен из-за её вулканического характера. Однако то, что уже удалось обнаружить на поверхности, общими усилиями собрать можно и это меньшее из зол, считает эксперт.
— То, что мазут осядет на дно, и там его легко будет собирать — это совсем не так. Потому что наше морское дно особенно, это по сути грязевая муляка. Таманский полуостров — это сплошные грязевые вулканы. К сожалению, дно наших морей тоже богато вулканами, которые уже проявили себя и теми, которые ещё спящие. И вот в такой ситуации они могут сработать не в нашу пользу. То, что эта суспензия всплыла — это панацея, потому что легче собирать. Именно поэтому волонтёры могут помочь, — объясняет Нина Витульская.
— А вы пробовали что-то вытащить и утилизировать. Это большой и грандиозный объем работ. И сверхсложный в период зимних штормов. В сутках 24 часа, рабочий день 12 часов. Нужны сотни тысяч человек. Огромные проектно-конструкторские и интеллектуальные усилия, специальная техника и снаряжение, большой объем импровизации. Детям говорят в народных сказках: «Скоро сказка сказывается да нескоро дело делается». Есть утечка из затонувшей части танкера — это один фронт работы. Туда просто так не подберешься, и есть второй танкер на мели, куда ведут дорогу, — подчеркнул господин Баташев.
Если не поднять затонувшие танкеры со дна Чёрного моря, выброс мазута в окружающую среду может увеличиться. В настоящее время разрабатываются планы по подъёму танкеров. По данным Росморречфлота, эти сроки во многом зависят от погодных условий на море. На подъем танкеров может уйти от трех месяцев до года, полагают специалисты группы компаний Hydro, отмечали «Известия».
— Главное сейчас понимать, бедой занимаются с полной выкладкой. Загрязнение коснулось четырех регионов. В состав комиссии входят руководители всех ключевых ведомств. Никого подгонять уже особо не надо. Кто как проявил себя — понятно. Но у тех, кто растерялся в начале, еще есть шанс исправиться. Работа в эпицентре героическая. Главное, чтобы крупные чиновники не забыли потом наградить героев-ликвидаторов. Основной ущерб природной среде от выброса уже нанесен. Большая часть того, что могло вытечь, уже вытекла. Но остаточные явления тоже неприятны и небезопасны. Да, идут штормы. Да, корпус судна на мели под угрозой. Но в целом ситуация уже понятная и отчасти контролируемая, — заключает Анатолий Баташев.
Экологи настаивают на том, что именно сейчас, в условиях нарастающей экологической напряженности, крайне важно глубоко изучить причины произошедшей двойной аварии. Понимание механизмов, приведших к такому событию, могут предотвратить подобные катастрофы в будущем.
Ранее издание KubanPress писало, как загрязнение Черного моря мазутом скажется на питьевой воде.