Posted 7 февраля, 15:58
Published 7 февраля, 15:58
Modified 7 февраля, 16:01
Updated 7 февраля, 16:01
На пост президента Абхазии сегодня претендуют два основных кандидата.
Лидером предвыборной гонки стал Бадра Гунба. Абхазцы доверяют ему не только из-за опыта и личностных качеств, но и желания выстроить с Россией принципиально новые, еще более эффективные отношения.
В риторике второго кандидата — Адгура Ардзинбы прослеживается «турецкий след». Не случайно на дебатах он признался в антироссийской позиции. К тому же — есть сведения о его причастности к нелегальному майнингу в Абхазии и продаже криптовалюты в Европе. Причем, как утверждается, делал он это через свой личный аккаунт.
Депутат Госдумы, российский политик и публицист Анатолий Вассерман высказывает KubanPress мнение, что победа Ардзинбы на выборах президента республики маловероятна. Собеседник объясняет это тем, что большинство абхазов — православные. И им турецкое влияние не нужно.
«Если это так, то у них хватает исторически накопившихся проблем во взаимоотношениях с Турцией. Кроме того, нельзя забывать, что с Турцией граничит не Абхазия, а Аджария — то есть мусульманская часть самой Грузии. А у абхазов с грузинами отношения, мягко говоря, крайне напряженные. Мне кажется, что именно в силу этих исторических взаимоотношений, за Ардзинбу проголосует меньшинство», — отмечает Вассерман.
Однако, по словам экспертов, Турция ведет экономическую экспансию в Абхазии. У нее богатый опыт создания «точек» политической напряженности. Она «прикрывает» различных кавказских радикалов. Но здесь важно понимать, на что в Абхазию направляются турецкие деньги.
«Когда Турция вливает средства на формирование какого-то мнения, через так называемые в кавычках „институты демократии“, эти деньги тратятся на обучение блогеров, на экологию… То есть на те направления, которые, как правило, потом идут под раскачку ситуации. Такие средства не возвращаются — они уходят определенной группе лиц», — объясняет политолог Андрей Гусий.
Спикер уверен, что для развития республики инвестиции должны вливаться в экономику с понятными результатами. В качестве примера политолог приводит Фонд поддержки малого бизнеса, который Россия создаст в Абхазии.
«Турция отдает деньги, чтобы изменить какую-то позицию и привлечь людей на свою сторону. Мы же отдаем средства, чтобы получать прибыль. То есть бизнес развивается, а мы действуем как партнеры. В большинстве своем, жители Абхазии это понимают», — констатирует собеседник.
Политолог Евгений Михайлов уточняет, большая часть населения республики настроена пророссийски. Об этом свидетельствуют последние рейтинги опросов. По информации ВЦИОМ, действующий президент Гунба может победить на выборах с показателем 42,3%. Второе место займет Адгур Ардзинба — 27,3%.
«Оппозиция наверняка будет принимать решения против России. Но в этом случае мы можем спокойно аннулировать паспорта у граждан Абхазии, которые большей частью имеют российское гражданство, получают дивиденды, пенсии и прочее. Для абхазцев это будет катастрофа, и они это понимают», — объясняет Михайлов.
Абхазия небольшая по площади страна, и не ресурсная. Здесь присутствует два основных направления экономики — туристический бизнес и сельское хозяйство.
«При выборе оппозиции высока вероятность, что Абхазия попытается ограничить торговые связи. А куда местному бизнесу вести свои товары? Мандарины, или сейчас повезут мимозы — это же заработок! Отправить свою продукцию на реализацию в Турцию абхазцы не смогут. Турции не выгодно запускать вкусные мандарины на свой рынок — у них есть свои. Так что как только рынок России „обрежется“ — бизнесу будет некому продавать свою продукцию», — отмечает Андрей Гусий.
Тоже самое, по словам экспертов, коснется и туризма.
«Сейчас Абхазия является недорогим курортом с привлекательным климатом, где к россиянам очень хорошо относятся. Но если Турция продолжит вливать деньги, пытаясь поднять русофобию, не думаю, что наши туристы продолжат там отдыхать», — высказывает мнение политолог.
При этом спикер заостряет внимание на один важный момент. События в Абхазии показали, что у большинства местных жителей нет русофобии. Поэтому раскачать ситуацию до состояния Украины там не получится.
Однако хотя большинство жителей республики выступают за сохранение и укрепление отношений с Россией, определенные манипуляции сегодня прослеживаются.
«Как я понимаю, избирательные участки за пределами Абхазии, так и не откроют. А это очень важный штрих, которым местный парламент пытается отсечь большое число избирателей на юге. Я, например, знаю очень много людей из Краснодарского края, которые собираются ехать в Абхазию, чтобы там проголосовать и вернуться», — говорит Андрей Гусий.
До выборов президента Абхазии остается неделя. Эксперты считают, что разум должен возобладать, и с большой вероятностью на выборах победу одержит Бадра Гунба. Но если победят протурецкие европейские силы, не исключено, что это будет ненадолго.
При этом, по словам политологов, никакого существенного влияния на экономику Кубани выборы в Абхазии не окажут. Скорее даже наоборот. Что станет катастрофой для кавказской республики.
«В этом случае туристы не поедут в Абхазию из соображений безопасности. А сосредоточат свой отдых на российских курортах, в том числе и Кубани. Поток туристов увеличится. Поэтому победа оппозиции на выборах станет катастрофой для Абхазии, но не для России», — резюмирует Евгений Михайлов.
Ранее стало известно, что приезжего из Абхазии в Краснодарском крае лишили гражданства из-за угрозы национальной безопасности.