Для того, чтобы понять глубину проблемы, стоит вспомнить о поручении Владимира Путина правительству РФ и властям регионов принять меры по устранению к 2023-2024 учебному году третьей смены во всех школах страны. Об этом президент заявил в 2021 году. Однако ещё в 2018 глава государства потребовал избавиться также и от вторых смен.
— У нас, к сожалению, до сих пор ещё в некоторых местах в три смены дети в школу ходят, а во многих местах — в две смены. И у нас стоит задача — она совершенно практическая, конкретная — к 2025 году нам нужно избавиться от второй смены в школах и закрыть эту проблему, — цитировали президента в «Парламентской газете».
Тем не менее в конце прошлого года министр просвещения РФ Сергей Кравцов объявил об успешной и полной ликвидации третьей смены в школах России на итоговой коллегии Минпросвещения. По словам министра, в стране было открыто рекордное число новых школ — 1 179, а отремонтировано более 3,5 тысячи таких учреждений, что якобы позволяет помещать достаточное количество учеников, а согласно данным Федеральной службы государственной статистики, к началу 2023 учебного года более 14 миллионов 550 тысяч школьников учились в первую смену, около 2 миллионов 695 тысяч 605 ребят — во вторую, при этом не было зафиксировано ни одного случая обучения в третью смену.
2025 год приближается, но, как свидетельствуют обращения родителей в редакцию KubanPress, в Краснодаре проблема третьей смены решена формально, а о сокращении второй речи пока не идёт. Педагоги и директора школ называют позднюю смену не «третьей», а «второй», что, по их мнению, позволяет обойти поручения.
Жительница Краснодара неоднократно обращалась в KubanPress с жалобой на наличие третьей смены в школах города. Ребёнок Екатерины обучается в школе №66 по улице Уссурийской, там, по словам обратившейся, ученики начальных классов приходят домой только после 19:00, а проблема усугубляется и отсутствием школьных автобусов.
— Мы во втором классе ходили в третью смену, сейчас ребёнок в четвёртом классе, всё ещё учится третью, но в школе она официально называется вторая для отчёта. Заканчивал ребёнок учится в семь часов вечера. Только помогало, что были школьные автобусы. Нам объявили, что все четвёртые классы будут ходить в «последнюю» смену, а «в третью» стараются не называть, — рассказывает Екатерина.
16 января текущего года журналистка Ксения Собчак в своем телеграм-канале со ссылкой на родителей краснодарских школьников из школы № 17 рассказала о проблеме.
— Краснодарские родители школьников из МАОУ СОШ 17 (филиал) утверждают, что у них также есть три смены: — Первая в 8 утра, вторая в 13:30, третья в 15.20. Официально они называют вторую подсменой, а третьей нет. В других школах Краснодара есть такая же проблема, заявляют близкие учащихся. При этом, по их утверждению, в учреждении есть негласный запрет на съёмку звонков, чтобы возможности пожаловаться не было: — Мой ребёнок учится в 3 смену (с 15:20–19:00) в СОШ 93. Помимо этой третьей смены есть еще несколько подсмен. И так почти все школы Краснодара.
Департамент образования Краснодара в ответ на наш запрос отметил, что дети должны заканчивать вторую смену не позднее 19:00. Анализ ситуации позволяет сделать вывод, что в кубанской столице произошла подмена понятий: вместо ликвидации третьей смены ее просто переименовали во «вторую». Таким образом, формально требования президента были выполнены, но фактически ничего не изменилось, так как дети начальных классов продолжают заниматься в школах до позднего вечера.
— В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29.12.2012 No 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» режим учебных занятий учащихся определяется локальными нормативными актами (уставом и правилами внутреннего распорядка школы, учебным планом, календарным графиком и т. д.). Учебный процесс в общеобразовательных учреждениях города Краснодара организован в одну или две смены. Образовательная организация при определении режима учебного дня учащихся должна обеспечивать соблюдение следующих правил, установленных СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Согласно пункту 3.4.15. санитарных правил учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Занятия второй смены должны заканчиваться не позднее 19 часов. Начало первой и второй смен СанПиН не регулируется, — прокомментировали KubanPress в Департаменте образования администрации Краснодара.
Выходит, в соответствии с правилами СанПиН 2.4.3648-20, в школах не допускается обучение в третью смену. Однако в документах нет чёткого определения сменного обучения, но известно, что вторая смена должна заканчиваться не позднее 19 часов. Этот факт и стал «лазейкой» в правилах, позволяющей не использовать запретное словосочетание «третья смена». Вместо этого можно говорить о «подсменке» или «втором потоке» второй смены.
Вероятно, причина такой практики — переполненность школ и нехватка преподавательского состава. В одной из школ Краснодара в 2023 году был побит рекорд — там набрали 31 первый класс, литеры заканчиваются буквой «Я».
Депутат городской Думы Краснодара Александр Сафронов считает, вопрос со сменами в школах города решится тогда, когда при нехватке мест в учебных заведениях будет учитываться заселение новых жилых комплексов и микрорайонов. По его мнению, следует строить школы в соответствии с количеством сдаваемых квадратных метров, чтобы в городских школах было больше мест, а не их дефицит.
— Разумеется, нормальным я это не считаю. Дети должны учиться исключительно в первую смену. Во вторую смену в школе, по-хорошему, должны идти уроки дополнительного образования детей. Это и правильно как с точки зрения физиологии, так и с точки зрения рационального распределения времени учащихся. Вторая смена, ну, как бы это в принципе вынужденный паллиатив. В Краснодаре это всё осложняется тем, что в течение многих лет, приблизительно с 2007 по 2015 год, в городе шло грандиозное строительство многоквартирных домов. При этом практически не строилась социальная инфраструктура. В этом году в планы по строительству школ реализовали, но дело же не в их количестве, а в первую очередь в местах. В этом году около 13-14 тысяч мест сдали в школах, новые построили. Но при этом настолько же у нас выросло количество детей за счёт приезжих. У нас в год строится по 3 миллиона квадратных метров жилья — это огромное количество. И даже с учетом того, что сейчас темпы строительства школ выросли, по сравнению с тем, что было 5 лет назад, эти темпы не соответствуют задачам решения проблем со сменами, — объясняет общественник Сафронов.
Решение проблемы многосменности в школах Краснодара путем строительства новых учебных заведений может привести к возникновению другой, не менее острой проблемы — дефицита педагогических кадров. Ситуация, когда школы готовы принять больше учеников, но не имеют достаточного количества квалифицированных учителей, создает замкнутый круг.
Учитель начальных классов в одной из краснодарских школ Елена Роговцева отметила, что проблема нехватки кадров в общеобразовательных учреждениях города сильно ощущается и сегодня. Подробнее о дефиците учителей в школах Краснодара мы писали здесь.
— Третья смена — это вынужденная мера, когда классов становится больше, чем букв в алфавите. Осознание того, что в школах бывают такие нагрузки, лишь мотивирует ответственных за это и увеличивать количество школ в провинции. Кабинеты не резиновые, а учителей сейчас очень мало. Даже две смены — морально тяжело как для школьников и их родителей, так и для всех сотрудников образовательных учреждений. В Краснодаре большой дефицит учителей именно из-за подобных условий работы, — считает спикер.
Краснодар — не единственный город, в котором дети учатся в позднюю «вторую» смену. Так, школы Красноярска переполнены на 20%, поэтому школьники вынуждены покидать учебное заведение поздно вечером. В Новосибирске в школе № 217 ввели ту же смену для части 2, 3 и 4-х классов. Также подобная практика используется в городах Дагестана и Башкортостана.
Проблема многосменности в школах Краснодара — это результат стремительного роста населения города, вызванного мощным миграционным потоком. Новые жители приезжают семьями, с детьми, что неизбежно приводит к увеличению нагрузки на существующую инфраструктуру, в том числе на образовательные учреждения.
Несмотря на то, что власти города предпринимают активные меры по строительству новых школ, этот процесс требует времени и значительных финансовых вложений. Пока новые школы не будут сданы в эксплуатацию, краснодарские школьники вынуждены учиться в несколько смен. Ситуация осложняется дефицитом педагогических кадров, ведь без привлечения квалифицированных учителей обеспечить качественное образование будет невозможно.
Ранее издание KubanPress писало о том, как краснодарские выпускники сдавали ЕГЭ.