Posted 10 октября 2023, 18:10

Published 10 октября 2023, 18:10

Modified 2 октября, 12:40

Updated 2 октября, 12:40

В Краснодаре стали массово увольняться учителя в 2023 году

«Нам не выжить»: почему Краснодар переживает масштабный дефицит учителей

10 октября 2023, 18:10
Фото: Midjourney. В Краснодаре стали массово увольняться учителя в 2023 году

В Краснодаре стали массово увольняться учителя в 2023 году

Журналист издания KubanPress пообщалась с учителями, родителями учеников, школьным психологом и депутатом Гордумы для выявления настоящих причин невостребованности профессии школьного педагога в Краснодаре.

Краснодар, как и многие другие города России, столкнулся с серьезной проблемой — масштабным дефицитом учителей. Педагоги массово увольняются, а молодые специалисты и вовсе не проявляют интереса к работе в школах.

«Каторжная работа»

Учителям в школах Краснодара приходится работать вдвое, а то и втрое больше по нескольким причинам. Одной из основных причин перегрузки учителей является низкая зарплата. Многие педагоги вынуждены брать на себя дополнительные задачи и работать сверхурочно, чтобы приблизиться к более комфортной сумме.

Кроме того, нехватка квалифицированных специалистов приводит к тому, что некоторые педагоги вынуждены замещать несколько предметов не по своей специальности. В нынешних реалиях учитель может вести физику, математику, информатику, химию и технологию одновременно.

Депутат городской Думы и член КПРФ объяснил Александр Сафронов объяснил, что в связи с переполненными классами в школах Краснодара, в городе планируют возводить ещё десяток школ, однако это приводит к другой проблеме — усугублению нехватки педагогических кадров, ведь желающих кандидатов в новые школы пока что нет.

На сегодняшний день в Краснодаре дефицит порядка тысячи педагогов — это лишь на пять школ. Сейчас дополнительно вводятся новые школы, так как у города еще колоссальная потребность в образовательных организациях. И кто будет работать в этих школах? В Краснодаре средняя нагрузка на учителя — 1,9 ставки, то есть для того, чтобы получить среднюю зарплату в 30-40 тысяч рублей, педагог в Краснодаре работает 1,9 ставки. Это означает, что средний учитель в Краснодаре вдвое перерабатывает. Вы вместо восьми часов работаете шестнадцать. Это каторжная работа, поэтому люди уходят, не выдерживают, а страдает качество образовательного процесса. Треть моих обращений — это вопросы насчет образовательной системы, в том числе места в школах и детских садах. Мне пожаловались родители, что в одной из школ Краснодара очень долго нет учителя информатики. Этот предмет ведут все — учитель математики, физики, даже иногда и классный руководитель, который преподаёт русский язык. Когда родители начинают поднимать этот вопрос, директор ничего не может сделать, потому что учителей просто нет, — рассказал Александр Сафронов.

Учитель начальных классов в одной из школ Краснодара Нина Багадова поделилась своим личным опытом преподавания в образовательном учреждении. Она подтверждает, что учителя вынуждены брать на себя огромное количество работы вовсе не из энтузиазма, а от безысходности.

В этом году произошел пик увольнений. Теперь учитель математики ведет не пять классов, как должен, а, например, семь. Он просит помощи у других учителей из-за большой нагрузки — и это замкнутый круг. До того, как мне пришлось брать вторую ставку, дети просто не ходили на некоторые уроки, потому что вести их некому, либо ставят других учителей «на замену», либо просят старшеклассников провести урок — это крайние меры. Какой от этого толк? Многие учителя работают сразу на двух ставках, объясняя это тем, что выжить на одну ставку учителя почти невозможно. Молодой специалист не захочет идти туда, где зарплата будет повышаться только в случае повышения МРОТ. Наша зарплата близится к минимуму, — высказалась Нина Багадова.

Девушка отмечает, что в современных условиях образования педагогам приходится сталкиваться с большим объемом работы и количеством обязанностей помимо ведения уроков. Они должны не только преподавать предметы, но и следить за дисциплиной, проводить воспитательную работу, заниматься индивидуальным подходом к каждому ученику. Все это требует огромного количества времени и усилий, что может привести к выгоранию и утомлению. Не стоит забывать и о заполнении большого количества документации, поиске материала на урок, проверке тетрадей, докладов, диктантов, контрольных, а также о заполнении электронного журнала и общении с родителями.

Так, мама девятиклассника Юры, Анна Ефименко, рассказала, что в школе №43 каждый учитель вёл те предметы, к которым не имеет никакого отношения согласно профильному образованию. Также родительница заметила, что программа не осваивается должным образом, так как она изначально преподаётся не специалистами в этой области, а в худшем случае, и вовсе не преподаётся.

Математика и физика — это один и тот же преподаватель, постоянное замещение учителями друг друга, потому что вечно кого-то не было. Также высокая текучка: не успел прийти один учитель, так он уже уходит из школы, на его место ставят другого, и так всегда. Логично, что предмет некачественно преподается при замещении педагогом другого предмета, — отметила Анна Ефименко.

«Ад и ужас». Привлекательные альтернативы.

Несоответствие оплаты труда относительно большого объёма работ, как мы выяснили выше, является главной причиной дефицита школьных учителей в Краснодаре. Это приводит к оттоку квалифицированных специалистов в другие способы преподавания, где они могут получить более достойное вознаграждение за свой труд. Низкая зарплата также отпугивает молодых педагогов, которые только начинают свою карьеру и стремятся к финансовой стабильности.

Школьный психолог, работающий в одной из школ Краснодара, рассказала, что останавливает образованных педагогов работать в школе и как им бы пришлось отказываться от отдыха, чтобы заработать хотя бы 35-40 тысяч рублей. Также девушка отметила, что в связи с рекордным количеством учеников в классах, учителям приходится ещё труднее.

Те учителя, которые не берут на себя много предметов не по специальности, добирают часы в двух сменах, берут классное руководство в двух классах, тогда зарплата ближе к 40 тысячам. На одну ставку просто не выжить, многие в ипотеке, молодые учителя уходят или не хотят работать за маленькую оплату в классах по 40 человек. Наша школа переполнена, работает в 3 смены, 6 тысяч человек. На одного психолога норма 500 человек и 20 детей с ограниченным здоровьем, а по факту по 2000 детей и 100 ОВЗ, — объяснил школьный психолог (на анонимных условиях).

Девушка подчернкнула, что в их школе 11 первых классов, в каждом по 40 учеников. В некоторых кабинетах соорудили классы с перегородками из стеклопакета и металлопрофиля, а перемены длятся всего по 5 минут, из-за чего дети не успевают отдыхать от уроков. Касательно старших классов, то ученики на протяжении всего учебного дня находятся у себя в классе, а учителя сами приходят к ним, чтобы не создавать давку в школьных коридорах.

Так, в школе №17 зафиксировали 31 первый класс, литер доходит до последней буквы алфавита.

Ситуацию с переполненностью школ города прокомментировали KubanPress в Департаменте образования администрации Краснодара. Там сообщили, что такой ажиотаж среди учеников связан с миграцией.

В связи с миграционными процессами последние 10 лет количество учащихся школ Краснодара ежегодно увеличивалось на 10-12 тысяч человек. Не стал исключением и 2023 год. На 1 сентября в школах города обучается более 196 тысяч учащихся, что на 10 тысяч больше, чем в 2022 году. Количество первоклассников остаётся на уровне 2022 года и составляет более 21 тысячи человек, — прокомментировала заместитель директора департамента образования Краснодара Наталья Полякова.

В современных реалиях молодым педагогам открывается возможность зарабатывать гораздо больше, чем в школах, другими методами преподавания, например, онлайн-формат или частное репетиторство, работа в оффлайн-школах групповыми или индивидуальными занятиями. Эти альтернативы не только удобны, но также освобождают от лишней бумажной работы и сверхурочных действий. В силу наличия таких вариантов преподавания и возникает нехватка педагогических кадров в краснодарских школах.

Раньше учителям было сложно куда-то уйти: вот вам задается некий вектор работы, вы работаете, если хотите быть учителем. Но сейчас столько возможностей, при желании человек может уйти преподавать дистанционно. Они могут зарабатывать без той нагрузки, которая у нас сейчас в школах: без заполнения кипы документов, ответственности за детей, без реагирования на различные происшествия, особенно, если вы классный руководитель. На онлайн-преподавании люди получают намного больше денег и без этой волокиты, вот люди и уходят. Без изменения отношения к учителю и повышения зарплат, проблема будет усугубляться, — комментирует Александр Сафронов.
Никто не хочет идти на такую зарплату, а смысл, если здесь ты работаешь 5/2, в моем случае даже больше, и при этом у тебя зарплата 20-30 тысяч, либо ты работаешь 15 смен в месяц и получаешь чуть больше 30-ти, — подтверждает Нина Багадова.

«Вселенский масштаб». Как решить проблему?

По мнению экспертов, для устранения масштабного дефицита учителей в Краснодаре необходимо, прежде всего, увеличить заработную плату педагогов, чтобы они получали достойное вознаграждение за свой труд. Образовательным ведомствам и департаментам следует создать привлекательные условия для молодых педагогов, чтобы они чувствовали поддержку и могли развиваться профессионально.

Это дефицит педагогов вселенского масштаба. У нас же просто ад и ужас, поэтому многие уволились после 1 сентября. Для того, чтобы заработать 40 тысяч рублей, вам надо переработать втрое. Это не царская зарплата, проблемы с кадрами будет только нарастать до тех пор, пока учителям не начнут платить нормально. Для решения дефицита нужно все-таки выполнить указания президента, а именно — обеспечить педагогам среднюю зарплату в расчете на одну ставку, чтобы человек, который работает одну педагогическую ставку, получал среднюю зарплату, в нашем случае, по Краснодару. Также нужно строить еще больше школ и детских садов опережающими темпами относительно того, какие микрорайоны и дома десятками многоквартирников возводятся на окраинах Краснодара. Если этого не делать, проблема просто будет кочевать из одной точки в другую. Здесь построили новую школу — проблема чуть подугасла. Зато в другом месте построили десять многоквартирников, а школы нет — проблема обострилась. Нужно комплексное грамотное развитие социальной сферы Краснодара, у нас же это все путем затыкания дыр, к сожалению, — комментирует Александр Сафронов.

Отметим, что по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам Владимир Путин дал указание правительству и регионам принять меры для полного выполнения майских указов по зарплатам бюджетников к концу года.

Эти меры касаются работников в сферах здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры и науки. В соответствии с указом президента от 2012 года, зарплаты учителей, педагогов детских садов, преподавателей колледжей и работников культурных учреждений должны достигать 100% средней зарплаты в регионе, а врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников — 200% средней зарплаты в регионе.

Проблема в цифрах

Руководитель пресс-службы hh.ru Юг Екатерина Никифорова поделилась с KubanPress статистическими данными об открытых вакансиях на должности педагогов в Краснодарском крае. Результаты проведенного анализа на площадке онлайн-рекрумента — поиска работы и размещения вакансий говорят об отсутствии избытка педагогов в Краснодаре, а количество кандидатов на должность учителя уменьшается с каждым годом.

«Данные в целом по России говорят о том, что индекс конкуренции по количеству резюме на вакансию колебался в профессиях „Учитель, преподаватель, педагог“ с мая по октябрь 2023 года в диапазоне — от 5-8 резюме на вакансию. На Кубани индекс конкуренции в 2023 году также был в диапазоне — от 4-5 резюме на вакансию, но далёк от профицитности.

При этом потребность в учителях высока и количество вакансий растёт год к году.

С начала этого года работодатели разместили в Краснодарском крае более 6 тысяч вакансий для учителей и преподавателей, за аналогичный период прошлого года их было менее 5 тысяч. Благодаря такому росту предложений для педагогов Кубань поднялась на 4 место в стране по количеству подобных вакансий, опередив Татарстан, Свердловскую, Нижегородскую, Ростовскую и другие области, впереди только Москва, Санкт-Петербург и Московская область. В число самых востребованных вакансий входят преподаватели иностранных языков, учителя начальных классов и учителя-предметники», — сообщила Екатерина Никифирова.

Так, поднятие зарплаты учителей может сыграть важную роль в привлечении и удержании квалифицированных специалистов. При этом необходимо учесть, что повышение зарплаты должно быть сопровождено оценкой профессиональной деятельности и стимулированием личного и профессионального развития учителей. Эксперты считают, что создание комфортных условий работы для учителей гарантировано улучшить ситуацию с дефицитом педагогических кадров. Это может включать в себя обновление материально-технической базы школ, предоставление современных учебных пособий и технических средств обучения, а также организацию системы поддержки и развития педагогов. Например, проведение регулярных тренингов, мастер-классов и конференций, которые помогут учителям повысить свою квалификацию и развить профессиональные навыки.

Ранее KubanPress писала о том, как подорожали сборы детей в школу в Краснодаре.

Подпишитесь