Posted 26 сентября, 09:26
Published 26 сентября, 09:26
Modified 26 сентября, 09:28
Updated 26 сентября, 09:28
Несмотря на громкие заявления о ликвидации третьих смен в российских школах, в Краснодаре многие дети продолжают учиться поздним вечером, а точнее, во «вторую дополнительную» или «последнюю» смену, как её почему-то принято называть.
Согласно российскому законодательству, четких ограничений на обучение в две смены не существует. Однако, СанПиН устанавливает определенные правила:
Таким образом, если ребенок учится в обычной районной школе, его зачисление во вторую смену не является нарушением закона.
— Российский закон об образовании ничего не говорит по поводу обучения в две смены, но об этом говорится в СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010. Согласно документу, обучение может быть организовано в две смены (максимум), и уроки не должны начинаться раньше восьми утра. Исключением являются ученики 1, 5, 9 и 11 классов — они должны учиться строго в первую смену. Так же, как и дети, проходящие обучение в гимназиях, лицеях и учреждениях с углублённым изучением предметов, — объясняли в МЦУ Краснодара.
Тем не менее некоторые краснодарские ученики попадают под расписание, в котором, например, урок географии завершается в 19:30, а перемены могут длиться по 5 минут, что нарушает правила СанПиН.
— Чтобы вместить три смены, а уроки заканчивались не позднее 19.00, директора вынуждены перемены сокращать до 5 минут, а уроки — до 35 минут в начальной школе. Поэтому нарушения есть, присмотритесь внимательней. Для примера — школы №102 и №104, — отмечает в соцсетях жительница Краснодара.
Напомним, в конце прошлого года министр просвещения РФ Сергей Кравцов объявил об успешной и полной ликвидации третьей смены в школах России на итоговой коллегии Минпросвещения. Подробнее о сменах в школах Краснодара мы писали здесь.
— Обучение в три смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая, — гласят гигиенические требования к режиму образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10).
Для некоторых школьников вторая смена в школе может стать не испытанием, а преимуществом. У каждого из нас свои биоритмы: кто-то наиболее продуктивен утром, кто-то — вечером. Однако следует отметить, что у человека есть два пика активности: с 10 до 12 и с 16 до 18 часов. Учитывая, что для многих школ вторая смена — это не просто прихоть, а необходимость, многосменность также позволяет оптимизировать учебный процесс. Она даёт возможность уменьшить размеры классов, разгрузить коридоры, а также облегчить работу учителей и завучей, которые отвечают за дисциплину среди учащихся.
Так, детский психолог Любовь Владыкина раскрыла связь между нашими внутренними часами и успеваемостью в школе. Она подчеркнула, что способность к обучению во многом зависит от нашего циркадного ритма — индивидуального графика работы организма, который регулирует сон, бодрствование и другие физиологические процессы.
— Наши когнитивные способности и способность к обучению во многом связана с нашим циркадным ритмом (хронотипом) — суточным ритмом функционирования. В раннем возрасте обычно преобладает утренний или дневной хронотип, который к подростковому периоду сменяется на вечерний или ночной, а затем вновь возвращается к утреннему.
Циркадный ритм, или хронотип, — это наши внутренние часы, которые определяют, когда мы чувствуем себя наиболее бодрыми и продуктивными. Он связан с выработкой гормонов сна и бодрствования: мелатонина и кортизола.
— Невозможно заставить себя или другого изменить суточный ритм произвольно — это врожденная особенность, изменяющаяся под воздействием гормональных факторов. циркадные ритмы связаны с временем выработки «гормона сна» (мелатонина) и бодрствования (кортизола), что помогает нам либо засыпать, либо быть активными и деятельными, — объясняет эксперт Владыкина.
Так, у маленьких детей обычно преобладает утренний или дневной хронотип. Они легко просыпаются рано утром и готовы к активной деятельности. В подростковом возрасте наблюдается сдвиг хронотипа в сторону вечера или ночи. Это связано с гормональными изменениями и объясняет, почему многие подростки предпочитают поздно ложиться спать и поздно вставать. С возрастом хронотип обычно возвращается к утреннему типу.
— Несомненно, среди детей 7-10 лет есть и те, кто имеет «ночной» хронотип. Именно таким детям полезно начинать учебную деятельность во второй половине дня, так как их работоспособность и способность к усвоению информации выше именно в этот период. Поскольку высокую важность для когнитивных способностей и обучаемости имеет постоянное время отхода ко сну, следует сдвинуть для этих детей и расписание дня. Однако невозможно выделить таких детей из общей массы, чтобы организовать вторую смену в школе только для них. К тому же подобное расписание предполагает большое неудобство и для родителей, которые вынуждены сдвигать свой график работы и отхода ко сну под влиянием необходимости. Поэтому для многих детей и родителей вторая смена в общеобразовательной школе становится нелегким испытанием и основой для возникновения неврозов, — отметила психолог.
По словам депутата городской Думы Краснодара Александра Сафронова, проблема усугубляется тем, что строительство жилых домов опережает возведение социальных объектов. Так, за последние 5 лет темпы строительства жилья в Краснодаре значительно увеличились, количество новых жителей, особенно молодых семей с детьми, постоянно растет, а уже существующая инфраструктура школ и детских садов не справляется с такой нагрузкой.
— Для того, чтобы решить эти проблемы, нам надо кратно наращивать усилия по строительству социальных объектов раз. Также нам следует переходить по-настоящему к комплексному строительству, когда школы, детские сады, поликлиники строятся в приоритете — прежде, чем завершается строительство многоквартирных домов. А это все будет зависеть от соотношения того, сколько строят мест в школах и сколько строится миллионов квадратных метров, — комментирует общественник.
По словам эксперта, отсутствие четкого плана развития городской инфраструктуры, который бы учитывал не только строительство жилых объектов, но и создание необходимой социальной инфраструктуры, приводит к тому, что школы и детские сады не успевают появляться там, где они нужны.
— Несмотря на то, что за последние 5 лет темпы строительства школ увеличились, вместе с этим возросли и темпы строительства квадратных метров, многоквартирников. Например, 10 лет назад в Краснодаре строили примерно 1,3 миллиона квадратных метров жилья. А сейчас строится 3 миллиона в год. За три года — это 9 миллионов квадратных метров. То есть идет огромная ударная стройка. Сдаются дома, в эти дома заселяются люди. Как правило, это молодежь, которая приезжает сюда из сельской местности, из других регионов России. У этой молодежи либо есть дети, либо они появляются здесь. И, соответственно, этим детям нужно идти в сады и школы, — утверждает господин Сафронов.
Заместитель главы Краснодара Лилиана Егорова, отвечая летом прошлого года на вопрос горожан об упразднении третьей смены в городских школах, признала наличие проблемы и пообещала её решить в течение двух лет.
— Действительно, в школах есть третья смена, хотя это подсмена первой смены. Вы прекрасно знаете, сколько новых жителей приехало в город Краснодар. Очень сложно моментально адаптировать нашу систему образования под такое количество детей, но, как я уже сказала, в этом году мы к первому сентября вводим пять новых школ, к Новому году — ещё пять. Это всё строится в новых микрорайонах. Да, есть эта проблема, но я надеюсь, что в ближайшие год-два мы её решим, — говорится в опубликованном в Telegram-канале МЦУ Краснодара видео.
Тем не менее, к 2025 году в Краснодаре запланировано значительное расширение образовательной инфраструктуры. В городе будут построены ещё шесть новых школ общей вместимостью 6775 мест и два детских сада на 615 мест. В частности, в мэрии сообщили о планах создать учебный блок на 400 мест на территории школы № 76 в станице Елизаветинская и на 300 мест в школе № 38 в посёлке Лазурный. Новые школы будут построены по следующим адресам: улицы Командорская, имени Григория Пономаренко, в жилом комплексе «Патрики» и в посёлке Северный. Детские сады появятся в районе улицы имени Генерала Брусилова, в жилом комплексе «Зеленая территория», а также на улице Ветеранов.
Ранее издание KubanPress писало о том, почему Краснодар переживает масштабный дефицит учителей.