— Вся система сбора мазута была построена просто неграмотно. Неграмотно и позорно для людей 21 века, обладающих таким багажом знаний. Я все время на этом настаиваю: мы сегодня малограмотны в отношении того, что нам преподносит природа. Экологическое, природоохранное образование вообще выхолощено. И ни общество знания, ни общество охраны природы, ни общество русско-географическое, которое очень много делает для решения экологических проблем, не в состоянии преодолеть эту безграмотность. Мазут столь опасное загрязнение окружающей среды и для биоты окружающей среды, и для человека. Нет — созвониться, узнать, проконсультироваться, а действовали по наитию, по стихийному состоянию. В результате получили то, что получили. И все ляпы, которые были допущены при этом, они как раз и усугубили проблему, сделали ее более жесткой и более катастрофичной, чего и следовало ожидать, — объясняет эколог Нина Витульская.
Напомним, губернатор Краснодарского края признался, что реальные события на черноморском побережье расходятся с прогнозами специалистов. Даже спустя почти месяц после кораблекрушения они продолжают наблюдать повторные появления мазутных пятен.
По словам эколога Вениамина Голубитченко, региональные власти возложили основную нагрузку по очистке побережья на волонтеров. Он считает, чтобы справиться с такой масштабной экологической катастрофой, нужны специалисты из нефтегазовой отрасли, ведь в реальности требовались настоящие навыки работы с нефтепродуктами. По мнению эколога, привлечение профильных компаний могло бы значительно ускорить процесс ликвидации разлива и минимизировать его последствия для окружающей среды.
— Всё свалили на волонтеров, никаких спецсредств, никаких спецгрупп от нефтеперерабатывающих, транспортирующих, добывающих предприятий. У них есть знания, умение и навыки работать в таких условиях с нефтепродуктами. У них есть специальные средства. Нужно было просто их привлечь, оформить договоры, если необходимо, обеспечить их жильём, если надо, создать все условия для работы. Привезти, поставить задачу, распределить по акватории и территории, чтобы они ликвидировали ЧС. Но никто об этом не позаботился, — резюмирует Голубитченко.
Однако политолог Андрей Гусий не согласен с такой оценкой ситуации. По его мнению, у властей есть четкий план действий, и все необходимые ресурсы для его реализации уже задействованы, а неэффективное использование ресурсов может только осложнить процесс ликвидации разлива.
— Разговоры о том, что техники «мало» — весьма сомнительны. Задайтесь вопросом, а сколько должно быть? Есть план работ, который разработан командой вице-премьера России (о чем сказал Владимир Путин), есть рабочая группа и люди на месте, которые принимают решение. Техники ровно столько, сколько положено по поэтапному плану работ. Нагнать грузовиков, чтобы они ездили полупустые — такое себе решение. Поверьте, если будет нужно, то там будет любое количество, — уверен господин Гусий.
Вопрос о том, насколько оправданы опасения экологов и оптимистичны прогнозы чиновников, пока остается открытым. Андрей Гусий считает, что сейчас предсказывать обстановку является преждевременным действием, поэтому нужно дождаться февраля.
Отметим, на днях Вениамин Кондратьев сообщил об увеличении числа техники в ликвидации ЧС.
— Уже четвертую неделю они [прим. ред.: волонтеры] помогают собирать нефтепродукты на пляжах. В волонтерском штабе рассказали, что инвентаря для уборки замазученного песка и средств индивидуальной защиты хватает.
При этом 6 января глава региона сообщал, что всего с побережья Анапы и Темрюкского района собрали и вывезли больше 118 тысяч тонн замазученного песка
— Добровольцы, спасатели, сотрудники краевой и муниципальных администраций в праздники и выходные делают все, чтобы спасти наши пляжи. Загрязненный грунт увозят на специальные объекты утилизации и почти 84 тысячи тонны на площадку временного хранения, там круглосуточно идет работа», — рассказал он.
Ранее издание KubanPress писало, скоро ли пляжи Краснодарского края очистятся от мазута.