Posted 30 ноября 2023,, 14:58

Published 30 ноября 2023,, 14:58

Modified 30 ноября 2023,, 17:53

Updated 30 ноября 2023,, 17:53

Эксперты рассказали, кто из кубанских казаков делает отдельную национальность

«Преступный миф»: как из кубанских казаков делают отдельную от русских национальность

30 ноября 2023, 14:58
Фото: Официальный канал новостей Кубанского казачьего войска

Эксперты рассказали, кто из кубанских казаков делает отдельную национальность

Журналист издания KubanPress выяснила, почему некоторые кубанские казаки относят себя к отдельной национальности, отрицая казачье сословие. Историки и представители Кубанского казачества поделились с нами своими мыслями.

Псевдогосударство «Казакия»: мифы и легенды

В ходе проводимой переписи населения 2021 года в Краснодарском крае почти 13 тысяч человек написали, что являются казаками в графе «национальность», а во всей России — их насчитывается до 50 тысяч человек. К казакам себя отнесли и в 2010 году во Всероссийской переписи населения 5370 жителей Краснодарского края.

Так, эти казаки, исторически представляющие сословие, а не национальность, решительно отказываются причислять себя к русской или любой другой национальности, что побуждает задуматься о причинах такого выбора.

Некоторые критики считают, что такая идентификация создает разделение и раскол в обществе, а также может привести к утрате единства и национальной идентичности, что выгодно недоброжелателям России. В то же время, сторонники права на самоопределение и поддерживающие выбор казаков утверждают, что каждый человек имеет право определиться так, как он считает нужным.

Казак, крестьянин, рабочий, дворянин — этими словами традиционно обозначается социальный статус человека. Казак как национальность — гибельно-преступный миф, рождённый людьми либо непросвещёнными, либо желающими лично самоутвердиться через идею, неизбежно ведущую к созданию самостоятельного государства. Напомню, что это произошло в годы гражданской войны на Дону при генерале Петре Краснове и на Кубани при Луке Быче. Казачий и любой другой сепаратизм поддерживали и поддерживают геополитические враги России. Неслучайно в 1959 году конгрессом США был принят закон «О порабощенных нациях». Государство Казакия на территории нынешнего Краснодарского края и не только его — это то, к чему стремились и стремятся сторонники расчленения и уничтожения России как единого государства, — комментирует Юрий Павлов, публицист, критик и литературовед.

«Чтобы считали народом»

Журналист KubanPress опросила тех людей, кто считает себя казаками по этнической принадлежности на Кубани, чтобы выяснить, почему они причисляют себя к отдельной национальности, а не этносословной группе.

Атаман Ейского казачьего отдела Павел Лях считает, что кубанские казаки никак не отделяются от русского народа. Тем не менее, атаман Лях, казак по происхождению, согласен с тем, что им принципиально следует указывать не русскую, украинскую или другую принадлежность в графе «Национальность», а именно казачью, так как его предки сформировали уникальные традиции и культуру.

Да, действительно, в 2010 году мы с моим дядей определили, что казаки будут писаться казаками во время переписи в графе «Национальность». Потому что казаки — это народ. Они осваивали кубанские земли, строили станицы, храмы. У казаков есть своя культура, свой быт, свои традиции, глубоко уходящие в века. Конечно же, настоящие потомственные казаки сохраняют свою наследственность, стараются жить по традициям своих предков, воспитывают подрастающие поколение, работают с молодежью, отдаются этому делу. На сегодняшний день участвуют в защите своего Отечества, многие сложили головы и отдали свои жизни. Я тоже стараюсь помогать: выезжали «за ленточку», неоднократно ездили по передовым позициям к ребятам, где тяжело, где сложность — оказываем помощь. Оно в нашей крови, у нас генетически заложено. Это мое личное мнение. Я думаю, многие казаки меня поддержит в этом. Мы не отделяем себя от русской национальности. Мы все живем в России-Матушке и находимся в мире друг с другом. Просто мы хотим, чтобы именно казаков считали народом, — утверждает Павел Лях.

По мнению кубанского казака Евгения Загорельского, это явление связанно с желанием сохранить традиции и казачий уклад жизни. Период возрождения казачества на Кубани был долгим и не самым простым, у многих казаков сохранились воспоминания от отцов и дедов о трудностях и ужасах гражданской войны, геноциде казачества.

За последние годы всё больше людей переезжают жить на Кубань и, сталкиваясь с казачьим укладом жизни, возникает очень много непонимания. Культура и обычаи казачества начинают теряться в общей массе, особенно в крупных городах. Мне кажется, это одна из основных причин ассоциации казаков себя как народа. Чтобы сохранить свои традиции, культуру и образ жизни, — комментирует Загорельский.

Член Кубанского казачьего войска и участник «Кавалерии Кубани» Дмитрий Пазон поделился иным мнением. Он считает, что казаков намеренно пытаются противопоставлять некоторым национальностям.

Я думаю, это результат проводимой политики разъединения общества. Казаков специально противопоставляют русским, украинцам. Как говорил Юлий Гай Цезарь: «Разделяй и властвуй». Казакам объясняют, что они лучше других. Параллельно рассказывают о родовых и не родовых казаках, затем деля их на реестровых и не реестровых. Казаки и другие представителя России, должны понять, что мы сильны только потому, что вместе, а если начнём выяснять «у кого шашка длиннее», нас сотрут. Это результат непонимания термина «народ», — объяснил Дмитрий Пазон.

Краснодарский политический обозреватель Андрей Гусий заявил о недопустимости разделения общества по национальному признаку в любой форме. По мнению эксперта, это явление похоже на «взрыв из прошлого», и именно создание такой розни всегда было целью западных недругов, которые понимают, что Россию можно расколоть только созданием конфликтов между религиями и национальностями, считает политолог. Хорошим примером является участие жителей разных регионов и субъектов России в специальной военной операции.

Такого не позволит Кремль, где в рамках администрации президента любые риски на почве межнациональной розни всегда заранее отслеживались и не допускались. Многие скажут, что такое есть в рамках спецоперации отрядов от Осетии, Ставрополья, Кубани и так далее. Но формируются они не по национальному признаку, а географическому. И есть много примеров, когда кубанцы шли на СВО через Ставрополь. А Чечня, например, так и вообще стала подготовительной базой практически для каждого из регионов России, из которых добровольцы ехали в республику. Спецоперация исправила все перекосы между регионами, подходами, например, в тех же самых выплатах. И на фоне единения законодательства, говорить о введении какого-то национального признака недопустимо, — комментирует Гусий.

Казаки — сословие?

Кубанское казачье войско, состоящее из казаков Черноморского и части Кавказского линейного войска, было создано 19 ноября 1860 года. Черноморские казаки были переселены на Кубань в 1792–1794 годах по указу императрицы Екатерины II, чтобы начать освоение этих земель. Впоследствии, для увеличения населения, на эти земли также были переселены украинские крестьяне из Полтавской, Черниговской и Харьковской губерний.

И только в июне 1832 года было образовано Кавказское линейное казачье войско. Казаки-линейцы защищали земли от Усть-Лабинской на Кубани до берегов Каспийского моря. В 1840-х годах, когда началось строительство Лабинской линии, многие казачьи станицы располагались рядом с поселениями горцев. Казаки постоянно находились в движении, охраняли переправы через реки, но этого было недостаточно. В своей повседневной жизни казаки сталкивались с другой культурой, которая была им чужда.

Атаман Кавказского линейного казачьего войска генерал-майор Эристов в марте 1853 года доложил командующему на Кавказской линии и Черномории генералу Завадовскому о том, что «казаки терпят вред от азиатцев, которые пользуются в казачьих землях поземельным довольствием и имеют немалые выгоды…».

По словам российского учёного-историка Андрея Венкова, одной из самых острых проблем в историческом является разрыв отношений между наукой и общественным сознанием.

Кубанские казаки это, естественно, сословие. Они сложились как особая социально-экономическая группа. Это был особый род войск, лёгкая кавалерия. У некоторых казачьих сообществ, сложившихся довольно давно, стало возникать ощущение своего народа, у них сформировалась своя культура — это относится к трём наиболее древним общинам — Урал (сейчас территория Казахстана), Терское войско и Донское. Кубанское войско возникло на Юге России позже всех — 1860 год. Объединили черноморское и линейное войска. Первые — украиноязычные, вторые — русскоязычные. Линейные — переселенцы с Дона, Терека. А черноморцы всем рассказывают, что они потомки запорожцев, — объяснил учёный Венков.

Тем не менее, в Запорожском войске нужда позже исчезла, потому что оно было окружено огромными завоёванными землями. В 1775 году Запорожское войско упразднили, большинство ушло в Турцию — остались Брюховецкий и Кисляковский куреня.

Во время русско-турецкой войны в 1768–1774 годах появилась необходимость в казачестве на кубанских землях. Князь Потёмкин стал искусственно создавать войска из добровольцев и собственных крепостных. Когда война победоносно окончилась, черноморские кавалерии перебросились на Тамань, на Кубань.

Более 40 тысяч отправили на Кубань, они и пополнили Черноморское войско, поэтому там смесь украинского и русского языками. Мощнейший раскол был время гражданской войны, когда они хотели автономии, но желали объединения с Украиной, Грузией, Азербайджаном. Генерал Врангель устроил переворот, что привело к поражению Деникина из-за раскола имущественного раскола. Несмотря на то, что больше половины казаков изначально русскоязычные, они пытаются своё прошлое связать с Запорожьем, Малороссией. Видимо, свойство любого народа — искать свои корни, чем дальше, тем лучше — уточнил Андрей Вадимович.

Прибыв на Кубань, Малороссийское войско составило большую часть Черноморского войска, которых затем слили с линейным, в основе которого были донские казаки. Так, в 1860 году образовали единое Кубанское казачье войско, однако в нем всё же был раскол: восточная Кубань — русскоязычная, западная — украиноязычная.

«Тютина или шелковица»: чья балачка?

Русский язык вмещает в себя множество диалектов, которые отличаются не только специфическими понятиями, но и произношением, ударениями и грамматическими особенностями. Один из таких уникальных диалектов называют «балачкой». Это самобытный говор, возникший на стыке русского и украинского языков. История формирования балачки связана с кочевым образом жизни. В постоянном переезде и взаимодействии с разными этническими группами, казаки заимствовали слова и выражения из других языков и адаптировали их под себя.

Буряк, кавун, синенькие, скиба, тютина, юшка — каждый кубанец поймёт, о чём идёт речь. Жители, например, Ставропольского края задумаются над значением этих слов, несмотря на не самое большое расстояние между регионами.

Если люди отрываются от своей территории, живут в иноязычном окружении, то формируется определённый диалект. Любой язык меняется на 15% за 1000 лет, — отметил Венков.

В конце XVIII века на Кубань прибыли первые черноморские казаки, которые обладали ранними восточно-украинскими говорами. Начиная с середины XIX века, развитие украинских культуры и языка в кубанских станицах стало замирать. Подавляющее большинство потомков украинцев уже более ста лет отрывалась от основного языкового сообщества и жила рядом или вместе с русским населением — линейными казаками, государственными крестьянами, а с 1860-х годов — большим количеством других кочевников. Тогда же местные южнорусские диалекты постоянно переплетались с русским литературным языком.

Несмотря на споры о принадлежности балачки и попытки присвоить её конкретному народу, значение этого диалекта для казачества нельзя недооценивать. Балачка является частью культурного наследия казаков и отражает их историю и традиции.

Тем не менее, вопрос национальной идентичности среди кубанских казаков является сложным и субъективным. Некоторые люди искренне считают себя исключительно казаками и призывают остальных делать так же, дабы сохранить культуру и традиции, другие предпочитают говорить о своей национальности не через призму сословности. В результате исследования мы выяснили, что даже сами казаки придерживаются разных мнений, каждое из которых для них категорично.

"