Эксперты рассказали, кто из кубанских казаков делает отдельную национальность

«Преступный миф»: как из кубанских казаков делают отдельную от русских национальность

30 ноября 2023, 17:58
Журналист издания KubanPress выяснила, почему некоторые кубанские казаки относят себя к отдельной национальности, отрицая казачье сословие. Историки и представители Кубанского казачества поделились с нами своими мыслями.

Псевдогосударство «Казакия»: мифы и легенды

В ходе проводимой переписи населения 2021 года в Краснодарском крае почти 13 тысяч человек написали, что являются казаками в графе «национальность», а во всей России — их насчитывается до 50 тысяч человек. К казакам себя отнесли и в 2010 году во Всероссийской переписи населения 5370 жителей Краснодарского края.

Так, эти казаки, исторически представляющие сословие, а не национальность, решительно отказываются причислять себя к русской или любой другой национальности, что побуждает задуматься о причинах такого выбора.

Памятник Кубанскому казачеству
kubanpress.ru

Некоторые критики считают, что такая идентификация создает разделение и раскол в обществе, а также может привести к утрате единства и национальной идентичности, что выгодно недоброжелателям России. В то же время, сторонники права на самоопределение и поддерживающие выбор казаков утверждают, что каждый человек имеет право определиться так, как он считает нужным.

Казак, крестьянин, рабочий, дворянин — этими словами традиционно обозначается социальный статус человека. Казак как национальность — гибельно-преступный миф, рождённый людьми либо непросвещёнными, либо желающими лично самоутвердиться через идею, неизбежно ведущую к созданию самостоятельного государства. Напомню, что это произошло в годы гражданской войны на Дону при генерале Петре Краснове и на Кубани при Луке Быче. Казачий и любой другой сепаратизм поддерживали и поддерживают геополитические враги России. Неслучайно в 1959 году конгрессом США был принят закон «О порабощенных нациях». Государство Казакия на территории нынешнего Краснодарского края и не только его — это то, к чему стремились и стремятся сторонники расчленения и уничтожения России как единого государства, — комментирует Юрий Павлов, публицист, критик и литературовед.
Пётр Краснов. Русский генерал от кавалерии, атаман Всевеликого войска Донского, расстрелянный по решению советского суда за коллаборационизм
Википедия

«Чтобы считали народом»

Журналист KubanPress опросила тех людей, кто считает себя казаками по этнической принадлежности на Кубани, чтобы выяснить, почему они причисляют себя к отдельной национальности, а не этносословной группе.

Атаман Ейского казачьего отдела Павел Лях считает, что кубанские казаки никак не отделяются от русского народа. Тем не менее, атаман Лях, казак по происхождению, согласен с тем, что им принципиально следует указывать не русскую, украинскую или другую принадлежность в графе «Национальность», а именно казачью, так как его предки сформировали уникальные традиции и культуру.

Да, действительно, в 2010 году мы с моим дядей определили, что казаки будут писаться казаками во время переписи в графе «Национальность». Потому что казаки — это народ. Они осваивали кубанские земли, строили станицы, храмы. У казаков есть своя культура, свой быт, свои традиции, глубоко уходящие в века. Конечно же, настоящие потомственные казаки сохраняют свою наследственность, стараются жить по традициям своих предков, воспитывают подрастающие поколение, работают с молодежью, отдаются этому делу. На сегодняшний день участвуют в защите своего Отечества, многие сложили головы и отдали свои жизни. Я тоже стараюсь помогать: выезжали «за ленточку», неоднократно ездили по передовым позициям к ребятам, где тяжело, где сложность — оказываем помощь. Оно в нашей крови, у нас генетически заложено. Это мое личное мнение. Я думаю, многие казаки меня поддержит в этом. Мы не отделяем себя от русской национальности. Мы все живем в России-Матушке и находимся в мире друг с другом. Просто мы хотим, чтобы именно казаков считали народом, — утверждает Павел Лях.
Запорожцы 1880–1891
Репин И. Е. / Виртуальный Русский Музей

По мнению кубанского казака Евгения Загорельского, это явление связанно с желанием сохранить традиции и казачий уклад жизни. Период возрождения казачества на Кубани был долгим и не самым простым, у многих казаков сохранились воспоминания от отцов и дедов о трудностях и ужасах гражданской войны, геноциде казачества.

За последние годы всё больше людей переезжают жить на Кубань и, сталкиваясь с казачьим укладом жизни, возникает очень много непонимания. Культура и обычаи казачества начинают теряться в общей массе, особенно в крупных городах. Мне кажется, это одна из основных причин ассоциации казаков себя как народа. Чтобы сохранить свои традиции, культуру и образ жизни, — комментирует Загорельский.

Член Кубанского казачьего войска и участник «Кавалерии Кубани» Дмитрий Пазон поделился иным мнением. Он считает, что казаков намеренно пытаются противопоставлять некоторым национальностям.

Я думаю, это результат проводимой политики разъединения общества. Казаков специально противопоставляют русским, украинцам. Как говорил Юлий Гай Цезарь: «Разделяй и властвуй». Казакам объясняют, что они лучше других. Параллельно рассказывают о родовых и не родовых казаках, затем деля их на реестровых и не реестровых. Казаки и другие представителя России, должны понять, что мы сильны только потому, что вместе, а если начнём выяснять «у кого шашка длиннее», нас сотрут. Это результат непонимания термина «народ», — объяснил Дмитрий Пазон.
Всадник и Обер-Офицер Кубанского Конно-Иррегулярного Эскадрона.
Пиратский К. К. / 1861 г.

Краснодарский политический обозреватель Андрей Гусий заявил о недопустимости разделения общества по национальному признаку в любой форме. По мнению эксперта, это явление похоже на «взрыв из прошлого», и именно создание такой розни всегда было целью западных недругов, которые понимают, что Россию можно расколоть только созданием конфликтов между религиями и национальностями, считает политолог. Хорошим примером является участие жителей разных регионов и субъектов России в специальной военной операции.

Такого не позволит Кремль, где в рамках администрации президента любые риски на почве межнациональной розни всегда заранее отслеживались и не допускались. Многие скажут, что такое есть в рамках спецоперации отрядов от Осетии, Ставрополья, Кубани и так далее. Но формируются они не по национальному признаку, а географическому. И есть много примеров, когда кубанцы шли на СВО через Ставрополь. А Чечня, например, так и вообще стала подготовительной базой практически для каждого из регионов России, из которых добровольцы ехали в республику. Спецоперация исправила все перекосы между регионами, подходами, например, в тех же самых выплатах. И на фоне единения законодательства, говорить о введении какого-то национального признака недопустимо, — комментирует Гусий.
Официальный канал новостей Кубанского казачьего войска

Казаки — сословие?

Кубанское казачье войско, состоящее из казаков Черноморского и части Кавказского линейного войска, было создано 19 ноября 1860 года. Черноморские казаки были переселены на Кубань в 1792–1794 годах по указу императрицы Екатерины II, чтобы начать освоение этих земель. Впоследствии, для увеличения населения, на эти земли также были переселены украинские крестьяне из Полтавской, Черниговской и Харьковской губерний.

И только в июне 1832 года было образовано Кавказское линейное казачье войско. Казаки-линейцы защищали земли от Усть-Лабинской на Кубани до берегов Каспийского моря. В 1840-х годах, когда началось строительство Лабинской линии, многие казачьи станицы располагались рядом с поселениями горцев. Казаки постоянно находились в движении, охраняли переправы через реки, но этого было недостаточно. В своей повседневной жизни казаки сталкивались с другой культурой, которая была им чужда.

Атаман Кавказского линейного казачьего войска генерал-майор Эристов в марте 1853 года доложил командующему на Кавказской линии и Черномории генералу Завадовскому о том, что «казаки терпят вред от азиатцев, которые пользуются в казачьих землях поземельным довольствием и имеют немалые выгоды…».

Это открытка из сувенирного набора, состоящего из 82 иллюстрированных открыток, по одной на каждую провинцию Российской Империи в том виде, как она существовала в 1856 году.
Империя Романовых

По словам российского учёного-историка Андрея Венкова, одной из самых острых проблем в историческом является разрыв отношений между наукой и общественным сознанием.

Кубанские казаки это, естественно, сословие. Они сложились как особая социально-экономическая группа. Это был особый род войск, лёгкая кавалерия. У некоторых казачьих сообществ, сложившихся довольно давно, стало возникать ощущение своего народа, у них сформировалась своя культура — это относится к трём наиболее древним общинам — Урал (сейчас территория Казахстана), Терское войско и Донское. Кубанское войско возникло на Юге России позже всех — 1860 год. Объединили черноморское и линейное войска. Первые — украиноязычные, вторые — русскоязычные. Линейные — переселенцы с Дона, Терека. А черноморцы всем рассказывают, что они потомки запорожцев, — объяснил учёный Венков.

Тем не менее, в Запорожском войске нужда позже исчезла, потому что оно было окружено огромными завоёванными землями. В 1775 году Запорожское войско упразднили, большинство ушло в Турцию — остались Брюховецкий и Кисляковский куреня.

Во время русско-турецкой войны в 1768–1774 годах появилась необходимость в казачестве на кубанских землях. Князь Потёмкин стал искусственно создавать войска из добровольцев и собственных крепостных. Когда война победоносно окончилась, черноморские кавалерии перебросились на Тамань, на Кубань.

Переселение черноморских казаков на Кубань
Геннадий Квашура
Более 40 тысяч отправили на Кубань, они и пополнили Черноморское войско, поэтому там смесь украинского и русского языками. Мощнейший раскол был время гражданской войны, когда они хотели автономии, но желали объединения с Украиной, Грузией, Азербайджаном. Генерал Врангель устроил переворот, что привело к поражению Деникина из-за раскола имущественного раскола. Несмотря на то, что больше половины казаков изначально русскоязычные, они пытаются своё прошлое связать с Запорожьем, Малороссией. Видимо, свойство любого народа — искать свои корни, чем дальше, тем лучше — уточнил Андрей Вадимович.

Прибыв на Кубань, Малороссийское войско составило большую часть Черноморского войска, которых затем слили с линейным, в основе которого были донские казаки. Так, в 1860 году образовали единое Кубанское казачье войско, однако в нем всё же был раскол: восточная Кубань — русскоязычная, западная — украиноязычная.

Деникин и Врангель на параде в Царицыне, 1919 год
Википедия

«Тютина или шелковица»: чья балачка?

Русский язык вмещает в себя множество диалектов, которые отличаются не только специфическими понятиями, но и произношением, ударениями и грамматическими особенностями. Один из таких уникальных диалектов называют «балачкой». Это самобытный говор, возникший на стыке русского и украинского языков. История формирования балачки связана с кочевым образом жизни. В постоянном переезде и взаимодействии с разными этническими группами, казаки заимствовали слова и выражения из других языков и адаптировали их под себя.

Буряк, кавун, синенькие, скиба, тютина, юшка — каждый кубанец поймёт, о чём идёт речь. Жители, например, Ставропольского края задумаются над значением этих слов, несмотря на не самое большое расстояние между регионами.

Если люди отрываются от своей территории, живут в иноязычном окружении, то формируется определённый диалект. Любой язык меняется на 15% за 1000 лет, — отметил Венков.

В конце XVIII века на Кубань прибыли первые черноморские казаки, которые обладали ранними восточно-украинскими говорами. Начиная с середины XIX века, развитие украинских культуры и языка в кубанских станицах стало замирать. Подавляющее большинство потомков украинцев уже более ста лет отрывалась от основного языкового сообщества и жила рядом или вместе с русским населением — линейными казаками, государственными крестьянами, а с 1860-х годов — большим количеством других кочевников. Тогда же местные южнорусские диалекты постоянно переплетались с русским литературным языком.

Несмотря на споры о принадлежности балачки и попытки присвоить её конкретному народу, значение этого диалекта для казачества нельзя недооценивать. Балачка является частью культурного наследия казаков и отражает их историю и традиции.

Тем не менее, вопрос национальной идентичности среди кубанских казаков является сложным и субъективным. Некоторые люди искренне считают себя исключительно казаками и призывают остальных делать так же, дабы сохранить культуру и традиции, другие предпочитают говорить о своей национальности не через призму сословности. В результате исследования мы выяснили, что даже сами казаки придерживаются разных мнений, каждое из которых для них категорично.

#София Дибияева #Краснодарский край #Украина #Новости Краснодара #Общество #Культура #СВО #Россия #Кубань #Ростов-на-Дону #Эксклюзив #История #Участники СВО #Украинский режим #Политическая культура #США #Русский язык #Казаки #Кубанское казачье войско #Буддизм #Медитация #Диалект #Язык
Подпишитесь