Posted 26 декабря, 07:02
Published 26 декабря, 07:02
Modified 26 декабря, 07:02
Updated 26 декабря, 07:02
Почему произошло крушение танкеров в Керченском проливе, каковы масштабы загрязнения экосистемы Кубани, и можно ли исправить ситуацию — выяснял корреспондент KubanPress.
Напомним, что 15 декабря в Керченском проливе потерпели крушение танкеры. Из затонувших судов на побережье разлились огромные объемы мазута.
Эксперты считают, что катастрофу можно было предотвратить. Для этого нужно было еще более десяти лет назад сделать правильные выводы и принять соответствующие меры.
Дело в том, что крушение танкеров в Керченском проливе произошло не впервые. Похожая ситуация была в 2007 году.
«Тогда, под тяжестью нефтепродуктов судно „Волгонефть — 139“ разломилось на две части в районе косы Тузла. Загрязнение тоже было очень серьезным. Примечательно, что и причины были теми же самыми — износ средства и чрезмерная эксплуатация старых судов», — отмечает политолог Александр Сухарь.
Спикер констатирует, что урок тогда не был сделан.
«Из-за этого сегодня мы наблюдаем еще одну катастрофу, которая загрязнила и Черное море и побережье на десятки лет», — уточняет собеседник.
Спикер уверен, что в произошедшем виноваты отголоски капитализма 90-х годов. Капиталисты, мечтающие получать сверхприбыли, экономят на всем, не желая вкладывать деньги в развитие инфраструктуры.
«По мнению различных экспертов, корпус изношенных танкеров обладает минимальной прочностью. Он не выдерживает тоннаж нефтепродуктов, которые приходится перевозить. Но судовладельцам главное, чтобы танкеры не стояли в отстойниках и грузы перевозились при любой погоде, поскольку им важна только сверхприбыль», — делится мнением политолог.
Недоумение, по словам эксперта, вызывает и странная бюрократия в судоходной отрасли.
«Капитан одного танкера десять дней заявлял о необходимости разгрузки, видимо, понимая, какие могут быть последствия. Но разрешение на это ему не выдавали», — уточняет Александр Сухарь.
В итоге судовладельцы не добились сверхприбыли. А черноморский курорт получил заражение воды, нарушение экосистемы и гибель флоры и фауны.
По словам политолога, для устранения последствий экологической катастрофы привлечены экологи и волонтеры со многих регионов России.
«Но информация о ликвидации последствий на побережье разнится. Одни источники сообщают, что волонтеры собирают засоренный мазутом песок в полиэтиленовые пакеты. Другие говорят, что мазут разъедает пакеты и снова разливается по побережью. И здесь важно понимать, что это не та ситуация, при которой можно выждать и она рассосется. Так не получится. Нужно принимать реальные действенные меры», — уверен эколог Андрей Зайчиков.
Собеседник предупреждает, что меры по ликвидации последствий загрязнения не должны ограничиваться лишь отчетами чиновников, как нередко это бывает.
«У нас есть технологии, которые позволяют очистить мазут и с поверхностей, и с воды. Последнее время я слышал о новейшей разработке. Она способна переработать мазут в безопасную губку, которую потом съедают морские обитатели. Но дело в том, что этой технологии много лет. А о ней с завидным постоянством через определенные периоды времени заявляют снова и снова, как о современнейшем супер препарате», — делится наблюдениями спикер.
«Технологии очистки от нефтепродуктов у нас есть, — подтверждает эколог Алексей Лебедев. — Например, те же сорбенты. Другое дело, что их может не оказаться в достаточном количестве».
Тем не менее по словам экологов, технологии очистки позволяют максимально купировать последствия катастрофы. Поэтому будущее экосистемы Краснодарского края во многом зависит от оперативности и реальности тех мер, которые будут предприняты.
Эксперты сходятся во мнении, что разлив мазута в море приведет к значительному снижению численности морских обитателей. Проще говоря — рыбы станет меньше.
Зоолог ДГТУ Александр Евсюков подчеркивает, что разлив мазута оказал негативное влияние на планктонные сообщества. Ракообразные, их личинки и личинки рыб погибли. Среди ракообразных были копеподы, которые служат кормом для многих видов рыб.
«Поэтому не исключена ситуация, что рыбе будет нечем питаться. Также, рыба может погибнуть, если съест зараженные объекты», — отмечает зоолог.
В числе рыб, чья численность уменьшится из-за загрязнения воды, эксперты называют осетровых, белугу, частично севрюгу и хамсу.
«Не забывайте, что осетровые — это донные рыбы. Они питаются со дна. И если отравленная рыбка упадет на дно и крупные особи осетровых ее съедят, то с большой вероятностью, они погибнут», — констатирует Алексей Лебедев.
По словам собеседников, ликвидация последствий крушения танкеров происходит медленно и сложно. Во многом еще и из-за огромной площади загрязнения.
«Танкеры перевозили более девяти тысяч тонн мазута. Сколько разлилось точно сказать сложно. Но в любом случае, это глобальные объемы, поскольку даже 300-400 тонн разлитого мазута могут привести к экологической катастрофе», — подчеркивает Александр Сухарь.
И хотя волонтеры объявляли сбор помощи — от лопат до защитных костюмов, по словам экспертов, этого недостаточно. Как считают специалисты, нужны современные технические средства для очистки берега и морского дна.
Ряд экспертов высказывают мнение, что в крушении танкеров не обошлось без коррупционной составляющей.
«Все-таки старым судам кто-то же выдавал разрешение на эксплуатацию?» — задается вопросом Алексей Лебедев.
«Ни один уважающий себя инспектор не выдал бы свидетельство старому танкеру, — соглашается Александр Сухарь. — Судовладельцы это то же наверняка понимают. Поэтому мое мнение таково, что не обошлось без взятки. Иначе бы суда с такой степенью износа просто не вышли бы в море и не продолжили бы свой путь по перевозке грузов в такую непогоду. Все указывает на то, что без коррупционной составляющей здесь не обошлось».
Сегодня продолжается расследование. Обвинения предъявлены капитанам двух судов.
«Нужно понимать, кто будет признан виновным в этой ситуации. Из практики, могу сказать, что наказанию за ущерб экологии, в основном, подвергаются компании. Соответствующие государственные органы обращаются в суд и взыскивают ущерб, причиненный экологии. Для этого есть формула, по которой проводится расчет», — резюмирует юрист, адвокат Антон Габович.
Ранее стало известно, что затонувшие у Кубани танкеры не имели права находиться в Керченском проливе.